Язык разметки гипертекста (HTML). Введение в html Сравнительная характеристика языков гипертекстовой разметки




3. Язык гиппертекстов HTML

Гипертексты должны начинаться со слова и заканчиваться словом. Слова в угловых скобках в языке HTML называются тэгами, а в программировании - дескрипторами. Почти все тэги HTML парные - и, и и т.д.

Парные тэги выделяют некоторый фрагмент гипертекста - «заглавие», «тело» и т. д. Первый тэг начинает фрагмент, а второй - завершает его. В закрывающих дескрипторах перед именем ставится знак дроби / .

Общая структура гипертекстов, записанных в языке HTML:

гипертекст::= заглавие тело

заглавие::= титул

титул::= название

тело::= текст

В соответствии с правилами HTML гипертексты обязаны иметь «заглавие» и «тело». Как публикации гипертексты могут и должны содержать сведения об авторах и владельцах авторских прав (сайтов).

В заглавии гипертекста должно содержаться «название», которое браузерами отображается на самой верхней строке экрана ЭВМ. Название должно выражать главную идею публикации (страницы). Гипертекст без названия - это как статья без названия.

«Тело» гипертекста должно содержать тексты, таблицы, фотографии и иллюстрации. Отличие электронных гипертекстов от обычных бумажных текстов - включение гиперссылок, нажатие на которые вызывает загрузку новых гипертекстом.

Пример гипертекста и результат его отображения браузером на экране ЭВМ:

Гипертекст: Результат:

Результат работы браузера - загрузка и вывод на экран ЭВМ гипертекста, хранящегося на сайте по адресу, указанному в окне браузера. Если гипертекст слишком велик, то браузер выводит кнопки протяжки гипертекста справа или внизу экрана.

Размеры экранов ЭВМ имеют следующий спектр. Минимальный размер экрана - 640 х 480 пикселей. Далее стандартные размеры экранов - 800 х 600, 1024 х 768 и 1280 х 1024 пикселей. Поэтому на разных экранах гипертексты могут вы глядеть по-разному.

Общая структура гипертекстов и их отображения на экране ЭВМ:

Гипертекст: Результат:

Текстовая часть может состоять из строк и абзацев с заголовками и без заголовок, со списками, таблицами и меню.

тело::- текст

текст::= заголовок { текст } |

список { текст } |

таблица { текст } |

Заголовки в гипертекстах оформляются в следующем виде:

заголовок::=

название

заголовок::=

название

заголовок::=

название

где тэги H2, ... , h6 задают размер заголовков по отношению к основному тексту.

Абзацы в гипертекстах начинаются с дескриптора

гипертекст |

|

Переход на новую строку и абзацах указывается дескриптором . Конец абзаца р> не обязателен, но необходим при использовании параметров в дескрипторе абзаца.

Основной параметр абзацев - align - выравнивание текстов на экране ЭВМ. Выравнивание текстов производится браузерами автоматически в соответствии с размерами экрана ЭВМ:

align=center- по центру экрана:

align=left- к левому краю;

align=right - к правому краю;

align=justify - на весь экран.

Для выравнивания абзацев должен быть выбран единый общий стиль, который необходимо применять ко всем во всех гипертекстах на сайте.

Для оформления гипертекстов язык разметки HTML имеет богатый спектр шрифтов, стилей и ресурсов. Наиболее простое средство оформления - выделение слов в целях привлечения внимания читателей сайтов к отдельным частям текстов.

Для выделения слов в гипертекстах можно использовать жирный шрифт или подчеркивание с помощью следующих тэгов:

Большие символы

жирный шрифт

курсив i>

подчеркивание

перечеркивание

маленькие символы

Шрифтовое выделение в гипертекстах задается тэгом : шрифты:: = текст font>

Параметры шрифтов - их размер и тип. Размеры шрифта задаются параметром size = размер.

Размер указывается явно от 1 до 6, либо в форме увеличения +1, +2 или уменьшении - 1, - 2.

Тип шрифта задается параметром

face = шрифт

Здесь шрифт - один из стандартных шрифтов: «Times», «Courier» и т. д.

Цвет шрифта задается параметром со1ог = цвет, где цвет - цвет выделенного фрагмента гипертекста. Например - выделение текста красным цветом:

текст font >

Стандартные названия цветов в языке НТМL:

red - красный, green - зеленый, blue – синий, black-черный,

white - белый, gold - золотой, yellow-желтый и т. д.

Для оформления гипертекстов лучше всею взять за образец хорошую книгу или журнал, изданные профессиональным издательством, либо чью-то профессионально оформленную электронную книгу, газету или сайт в Интернет.

Единый стиль оформления - это важное свойство любой публикации в книгах, журналах и на сайтах. В дальнейшем лучше всего придерживаться принятого эталона и стиля оформления на весь период создания и сопровождения сайта.

Фрагменты гипертекстов могут размешаться на одном и том же сайте либо на нескольких сайтах или даже на нескольких серверах. Во внешних гиперссылках указываются имена соответствующих файлов на сайте, сервере или в сети Интернет:

Общая форма внешних гиперссылок:

где «адрес» - это адрес гипертекста внутри сайта или на другом сервере сети Интернет.

Примеры внешних гиперссылок:

а)адрес сайта в Интернет:

http: // bак2.naгоd.гu

б)адрес страницы на сайте:

http: // bак2.naгоd.гu / inrogl.html.

в)адрес страницы в папке сайта;

http: // bак2.naгоd.гu / tests / test2.html.

тесты 2 а>

С помощью аппарата гиперссылок на сайтах организуется размещение всех рисунков, фотографий и других графических иллюстраций. Для этого на сайт предварительно записываются все файлы с графическими иллюстрациями.

Графические файлы обычно размешаются на сайтах и отдельной папке с именем image. Загрузка иллюстраций на экраны пользовательских ЭВМ проводится браузерами с помощью операторов :

Общая форма операторов загрузки графических иллюстраций:

Расположение иллюстраций на экране ЭВМ задается параметрами выравнивания: align=left- по левому краю, align=right - по правому краю экрана. Текст при этом обтекает иллюстрации соответственно справа пли слепа.

Иллюстрации могут быть прижаты к верхнему или нижнему краю экрана, что задается параметрами: align =top - к верхнему краю, align=bottom - к нижнему краю экрана, либо выровнены по середине экрана - align = middle.

Для расположения иллюстрации па экране ЭВМ в операторе загрузки могут быть указаны их ширина и высота:

высота:= height= «высота»

ширина:= width= «длина»

Размеры иллюстраций задаются числом точек экрана (в пикселах) либо в процентах от высоты или ширины экрана ЭВМ. В последнем случае на разных экранах иллюстрации будут иметь различные размеры. Рассчитав расположение иллюстраций для экранов минимальных размеров, можно быть уверенным в их размещении на экранах любого, другого размера.

Размеры иллюстраций обычно выбирают так, чтобы они были видны целиком даже на экранах ЭВМ с минимальным размером. Если кран ЭВМ больше, то иллюстрации будут занимать только его часть.

Гипертекстовые списки - это перечни с нумерацией или выделением элементов списков. Все элементы начинаются тэгами

  • . Нумерованные списки начинаются тэгом
      и заканчиваются тэгом
    . Ненумерованные списки ограничиваются тэгами .

    Гипертекстовые списки – удобное средство для организации оглавлений в сложных сайтах и больших гипертекстов. Элементами в таких списках являются адреса соответствующих разделов сайтов (глав, параграфов разделов электронных книг и библиотек).

    Заключение

    HTML - это язык разметки гипертекстов (hypertext markup language).

    Все размещаемые файлы должны быть гипертекстами, записанными в формате HTML и имеющими идентификаторы вида.html.

    Язык HTML - это язык разметки гипертекстов, хранящихся на Web-серверах и отображаемых браузерами на экранах ЭВМ. Язык HTML определяет правила описания гипертекстов и отображения их браузерами на экранах компьютеров.

    На разработку языка гипертекстовой разметки существенное влияние оказали два фактора: исследования в области интерфейсов гипертекстовых систем и желание обеспечить простой и быстрый способ создания гипертекстовой базы данных, распределенной в сети.

    Основные правила вложения элементов:

    Элементы не должны пересекаться;

    Блочные элементы могут содержать вложенные блочные и текстовые элементы;

    Текстовые элементы могут содержать вложенные текстовые элементы;

    Текстовые элементы не могут содержать вложенные блочные элементы.

    Строго говоря, все правила языка HTML. можно рассматривать исключительно как «пожелания». Средство, используемое для отображения Web-документа, сделает все возможное, чтобы истолковать разметку наиболее разумным образом. Тем не менее, гарантию правильного воспроизведения документа дает только неукоснительное следование требованиям спецификации языка.

    Список литературы

      «Экономическая информатика» /Под. ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова, СПб: Питер, 2000, 560с.

      Каймин В.А., «Информатика», учеб.4-е изд. М.:,2003-285с.

      «Информатика», базовый курс, 2-е издание /Под. ред. С.В. Симоновича, СПб.: 2003, 640с.

  • SGML (англ. Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщённый язык разметки; произносится [эс-джи-эм-эл]) - метаязык, на котором можно определять язык разметки для документов. SGML - наследник разработанного в 1969 году в IBM языка GML (Generalized Markup Language), который не стоит путать с Geography Markup Language, разрабатываемым Open GIS Consortium.

    Изначально SGML был разработан для совместного использования машинно-читаемых документов в больших правительственных и аэрокосмических проектах. Он широко использовался в печатной и издательской сфере, но его сложность затруднила его широкое распространение для повседневного использования.

    Основные части документа SGML:

    SGML-декларация - определяет, какие символы и ограничители могут появляться в приложении;

    Document Type Definition - определяет синтаксис конструкций разметки. DTD может включать дополнительные определения, такие, как символьные ссылки-мнемоники;

    Спецификация семантики, относится к разметке - также даёт ограничения синтаксиса, которые не могут быть выражены внутри DTD;

    Содержимое SGML-документа - по крайней мере, должен быть корневой элемент.

    SGML предоставляет множество вариантов синтаксической разметки для использования различными приложениями. Изменяя SGML-декларацию, можно даже отказаться от использования угловых скобок, хотя этот синтаксис считается стандартным, так называемым concrete reference syntax.

    Пример синтаксиса SGML:

    typically something like this

    SGML стандартизован ISO: «ISO 8879:1986 Information processing-Text and office systems-Standard Generalized Markup Language (SGML)»

    HTML и XML произошли от SGML. HTML - это приложение SGML, а XML - это подмножество SGML, разработанное для упрощения процесса машинного разбора документа. Другими приложениями SGML являются SGML Docbook (документирование) и «Z Format» (типография и документирование).

    XML - Extensible Markup Language, то есть Расширяемый Язык Разметки, возник в результате развития языка HTML (HyperText Markup Language, языка разметки гипертекста). Однако было бы грубой ошибкой воспринимать его лишь как некую усовершенствованную версию языка HTML. По сути, язык XML представляет собой новое поколение языков разметки. Здесь следует иметь в виду 3 момента, принципиально отличающих XML от HTML и его предшественников (GML - Generalized Markup Language, SGML - Standard General Markup Language):

    XML, в отличие от HTML, НЕ ИМЕЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЭГОВ - точнее, каждый разработчик может создавать СВОИ СОБСТВЕННЫЕ XML-тэги - столько, сколько нужно. Количество таких тэгов практически неограничено. Таким образом, XML является метаязыком, позволяющим создавать другие языки разметки, такие как, например, HTML.

    По мере развития языка HTML количество тэгов быстро увеличивалось. В конце концов их число достигло "критического значения" - разработчикам web-документов стало трудно запоминать все новые и новые тэги, но еще в худшем положении оказались разработчики браузеров - им приходится создавать все новые версии браузеров, которые "понимали бы" новые тэги. Более "умные" браузеры становятся и большими по объему, предъявляют все возрастающие требования к компьютерам, на которых они используются. Дело усугубляется тем, что в последнее время все большую популярность приобретают карманные устройства (в частности, они все шире используются в электронной коммерции), с ограниченным объемом памяти и "слабенькими" экранами, а потому, браузеры, используемые на них, имеют лишь очень ограниченные возможности. Язык XML, не имеющий определенной заранее системы тэгов, позволяет решить эту проблему. "Платой" за универсальность является большая строгость оформления web-документов. Правила оформления XML-документов просты:

    недопустимы незакрытые контейнеры тэгов (но можно объединять открывающий и закрывающий тэги в одном, например:
    )

    "вложенные" контейнеры не могут "перекрываться"

    строчные и прописные буквы воспринимаются как разные символы

    в качестве названий тэгов нельзя использовать ключевые слова

    в названиях тэгов нельзя использовать пробелы, знаки пунктуации, круглые, квадратные и фигурные скобки

    знак подчеркивания (_) и цифры могут встречаться в названиях тэгов, но цифра не может быть перым символом названия тэга

    (При необходимости использовать несколько слов в качестве названия тэга их следует писать слитно, начиная каждое слово с большой буквы.)

    Документы, отвечающие этим правилам, называются well-formed documents.

    XML служит для ОПИСАНИЯ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ, главным образом, ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР.

    Одной из основных тенденций развития web-технологий является РАЗДЕЛЕНИЕ ДАННЫХ, СТРУКТУРЫ ДОКУМЕНТА И ЕГО СТИЛЕВОГО ОФОРМЛЕНИЯ. Как известно, одним из способов обособления данных от структуры документа является динамическое связывание СУБД с web-документами через интерфейс ODBC (Open DataBase Connectivity). Обособление стилей достигается за счет использования каскадных таблиц стилей. XML позволяет описывать нереляционные базы данных. Поскольку тэги могут создаваться разработчиком, их названия обычно характеризуют смысл данных.

    XML, как средство описания структуры данных, обеспечивает ОБМЕН ДАННЫМИ между различными приложениями, выступая, таким образом, в качестве своеобразного "клея".

    Значение этой "связующей" функции XML трудно переоценить. Благодаря возможности обмена данными между различными приложениями web-технологии "выходят" на качественно новый уровень.

    Hypertext Markup Language (HTML) это простая система для создания гипертекстовых документов, которые переносимы с одной платформы на другую. В сущности, HTML документы это SGML документы с общей семантикой, которая подходит для представления информации в большом количестве приложений. HTML может использоваться для представления:

    · Гипертекстовых новостей, почты, документации и гипермедиа

    · Меню опций

    · Результатов запросов к базам данных

    · Простых документов с встроенными графическими образами

    · А также, для гипертекстового просмотра существующих массивов информации

    Проект World Wide Web (WWW) объединяет разбросанную по миру информацию. Для этого WWW использует Internet HyperText Transfer Protocol (HTTP) - Протокол Передачи Гипертекста, который позволяет ввести соглашения на способы представления данных при взаимодействии клиента и сервера.

    Данные передаются в теле сообщения в соответствии с MIME стандартом. HTML это одно из представлений информации в WWW. Предполагается, что HTML соответствует одному из типов MIME, а именно text/html. Дополнительно, HTML это разработка, соответствующая Международному Стандарту ISO 8879 - Standard Generalized Markup Language (SGML), который является системой для определения структурированных типов документов.

    HTML документ

    HTML документ подобен текстовому файлу, за исключением того, что некоторые символы (строки) являются управляющими. Эти символы называются тэгами и определяют структуру документа.

    HTML документы должны начинаться с тэга , стоящего в начале файла, и заканчиваться тэгом . Между этими тэгами HTML документ организован как ЗАГОЛОВОК (HEAD) и ТЕЛО (BODY) документа, подобно почтовому сообщению. Внутри HEAD части указывается ЗАГОЛОВОК (TITLE) и другая информация о документе в целом. Внутри BODY части с помощью HTML тэгов текст структурируется в параграфы, списки и пр. с возможностью выделения стилем отдельных слов и целых предложений и создания ссылок на части этого и внешние документы. Технически, открывающий и закрывающий тэги для HTML, HEAD и BODY элементов можно не использовать. Тем не менее, делать это не рекомендуется, так как HEAD/BODY структура позволяет приложениям определять особенности документов (например заголовок), не просматривая весь документ целиком.

    Структура HTML элементов

    В HTML документе тэги определяют начало и конец заголовков, параграфов, списков, подсветку символов и ссылки. Большинство HTML элементов в документе определены как открывающий тэг, который указывает имя элемента и атрибуты, затем указывается тело элемента, за которым следует закрывающий тэг. Символами-ограничителями для открывающего тэга являются "<" и ">"; для закрывающего - "". Например:

    Это Заголовок

    Это параграф.

    Некоторые элементы появляются только как открывающий тэг. Например, для создания линии- разделителя используется тэг
    . Кроме того, закрывающие тэги для некоторых элементов (P, LI, DT, DD) могут быть опущены. Тело элемента это последовательность символов и вложенных элементов. Некоторые элементы, такие как элементы, определяющие ссылки, не могут быть вложенными друг в друга. При этом элементы, определяющие ссылки и выделения символов могут быть помещены внутрь других конструкций.

    Отображение документа

    Конкретный вид отображения документа может изменяться от клиента к клиенту. HTML тэги определяют только общий стиль отображения документа. Что означает, например, что HTML рассматривает заголовок первого уровня только как заголовок первого уровня, но не определяет, что заголовок первого уровня должен отображаться шрифтом Times размера 24 в центре верхней части страницы. Преимущество такого подхода заключается в том, что если пользователь решит изменить заголовок первого уровня на шрифт Helvetica размера 20 выравненный по левому краю, все, что ему надо сделать, это изменить определение заголовка первого уровня в его WWW просмоторщике. Таким образом, конкретное представление документа на экране монитора определяет пользователь конкретного клиента.

    Основная сила HTML заключается в его способности связывать области текста (а также картинок) с другими документами. Просмотрщики выделяют эти области (обычно цветом и/или подчеркиванием)для того, чтобы указать, что это гипертекстовые ссылки. Anchor это часть текста, которая отмечает начало и/или конец гипертекстовой ссылки. Текст, находящийся между открывающим и закрывающим тэгом является стартовой точкой или местом назначения гипертекстовой ссылки. Атрибуты данного тэга следующие: HREF

    Необязательный. Если присутствует атрибут HREF, Anchor это чувствительный текст: стартовая точка для ссылки. Если читатель выбирает этот текст, ему будет представлен другой документ, чей сетевой адрес был указан в значении атрибута HREF. Формат сетевого адреса аналогичен URL. Это позволяет структуре HREF="#identifier" ссылаться на другой anchor в текущем документе, или в удаленном документе при указании его адреса перед знаком "#".

    Необязательный. Если присутствует, позволяет использовать anchor как место назначения ссылки. Значением атрибута является идентификатор anchor"а. В качестве значения идентификатора может быть использована обычная текстовая строка, за исключением того, что внутри одного документа все подобные идентификаторы должны быть уникальны.

    Необязательные. Позволяют указывать взаимосвязи между документом из которого была сделана ссылка, и документом, на который была сделана ссылка.

    Гипертекстовая разметка применяется для указания, в какой части экрана и каким образом должен быть отображен текст и как связаны между собой тексты, составляющие гипертекстовую базу данных. С этими целями в те кст вв одятся специальные управляющие символы. Текст с управляющими символами хранится в обычном текстовом файле в кодах ASCII и может быть обработан практически любым текстовым редактором.

    Язык гипертекстовой разметки HTML был предложен Тимом Бернерсом-Ли в 1989г. К моменту создания создания HTML существовал стандарт языка разметки печатных документов - SGML (Standart Generalised Markup Language), который и был взят в качестве основы HTML . Предполагалось, что такое решение поможет использовать существующее программное обеспечение для интерпретации нового языка.

    В качестве элемента гипертекстовой базы данных для HTML был выбран обычный текстовый файл, который хранится средствами файловой системы операционной Среды ЭВМ.

    Таким образом, гипертекстовая база данных в концепции WWW -это набор текстовых файлов, написанных на языке HTML , который определяет:

    Форму представления информации (разметка);

    Структуру связей файлов между собой (гипертекстовые ссылки). Такой подход предполагает наличие еще одной компоненты

    технологии - интерпретатора языка. В WWW функции интерпретатора разделены между сервером гипертекстовой базы данных и интерфейсом пользователя. Сервер, кроме доступа к документам и обработки гипертекстовых ссылок, осуществляет так же препроцессорную обработку документов, тогда, как интерфейс пользователя осуществляет интерпретацию конструкций языка, связанных с представлением информации.

    В 1990г. появилась нулевая версия HTML 0.

    Первая версия (HTML 1.0) была направлена на представление языка как такового, где описание его возможностей носило скорее рекомендательный характер.

    Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому отлично составленные могут сделать вас бешено богатым.

    Вторая версия (HTML 2.0) фиксировала практику использования конструкций языка и явилась стандартом для построения WWW .

    Версия ++ HTML ++ представляла новые возможности по представлению научной информации и таблиц, улучшения стиля компоновки текста и изображений.

    Третья версия (HTML 3.0) упорядочила все нововведения и формализовала интерфейс пользователя гипертекстовой распределенной системы.

    В 1996г. выпущена новая версия языка: HTML 3.2 ,включающая средства для создания таблиц, конструкции языка Java , карты-изображения (располагающиеся на машине-клиенте) и новые типы форматирования текста.

    HTML - это текстовый язык, в котором инструкции по форматированию, называемые тэгами (tags), встроены в текст документа.

    Процесс создания HTML - документа заключается во включении тэгов внутрь неформатированного текста, несущего информационную нагрузку.

    Тэги HTML - это последовательности символов, начинающиеся знаком “меньше” (<) и заканчивающиеся знаком “больше” (>).

    Большинство функций форматирования в HTML специфицирует логические, а не физические стили. Например, тэги заголовков, которые обычно обозначают больший размер букв, не указывают, какой именно размер надо использовать. Браузер (который выполняет роль клиентской программы) выбирает размер текста для заголовков, превышающий обычный. Этот подход позволяет избавиться от платформы - документ, созданный на Macintosh может быть использован UNIX или Windows . Недостатком является то, что на разных платформах документ выглядит по-разному.

    Браузеры WWW при анализе предложений HTML работают по следующим правилам:

    Пробелы и другие “невидимые” символы игнорируются;

    Все тэги могут быть разделены на группы: базовые тэги, тэги форматирования, структурные тэги, указатели, и т.д.;

    Тэги форматирования могут быть написаны строчными и/или прописными буквами;

    Большинство тэгов форматирования пишутся парами. Открывающий тэг активирует данный эффект, а закрывающий -в ыключает его. Пара тэгов иногда называется контейнером, поскольку эффект, который они включают и выключают проявляется на тексте, расположенном внутри них. Например, для того, чтобы указать, что строка должна быть напечатана жирными символами, надо написать: < B > Эта строка будет напечатана жирным текстом

    Текст, находящийся внутри закрывающего тэга, всегда предваряется символом “обратная косая черта”. Среди базовых тэгов HTML исключением из этого правила являются: < BASE > (основная информация), < BR > (конец строки), < HR > (горизонтальная линейка), и < IMG > (изображение). Эти тэги существуют в единичном экземпляре.

    Каждый документ HTML имеет граничные тэги: < HTML > и . Эта пара тэгов заключает в себе все другие тэги Web -страницы и все информационное содержание документа. Фактически они декларируют, что все содержимое контейнера является кодом HTML . Тэг < HTML > должен располагаться в первой строке файла, а тэг - в последней.

    Каждый HTML -документ содержит заголовок документа и его тело.

    Заголовок документа идентифицирует документ. Он должен идти сразу после тэга < HTML > и начинаться с < HEAD >. Заканчивается заголовок тэгом .

    В заголовке документа обязательно должны присутствовать название документа и его базовый URL -адрес.

    Название документа располагается между тэгами < TITLE > и . Оно используется браузером и Web -сервером. Длина названия не должна превышать 40 символов. Название документа должно быть информативным, отражать содержание документа, чтобы его можно было идентифицировать. Название встречается в строке заголовка Internet Explorer , в списках журнала (History) и “Избранных стрницах” (Favorites).

    Базовый URL должен быть полным (абсолютным) и содержать протокол, адрес компьютера в Internet и имя файла. Он указывается в тэге < BASE HREF = “базовый_URL”>. Все остальные URL в документе могут указываться относительно базового. Например, если базовый URL имеет адрес: http://www.microsoft.com/products/office/word/datasheets.html и необходимо указать URL файла features . html , расположенного в каталоге / products / office / excel на том же сервере, можно указать: ../ excel / features . html , а не набирать полный адрес.

    Символы. ./ указывают, что нужно перейти на один уровень каталогов вверх относительно базового адреса.

    Наличие базового адреса облегчает перенос документа на другой сервер, так как если все остальные URL в документе относительные, то при переносе необходимо изменить только имя сервера в базовом URL .

    Тело документа содержит весь текст, несущий информацию и все тэги HTML , используемые для форматирования текста. Тело документа начинается сразу же после заголовка и ограничивается тэгами < BODY > и .

    Пример HTML -документа:

    < TITLE > Название документа

    < BASE HREF = “базовый_URL” >

    Тэги, используемые в теле документа, позволяют указывать следующие элементы разметки текста:

    Начало абзаца и конец строки

    Стили заголовков

    Физические стили -л огические стили

    Специальные символы.

    Гипертекстовые ссылки состоят из двух частей: указателя и URL . Указатель - это текст, по которому пользователь должен щелкнуть для того, чтобы куда-то переместиться. URL указывает адрес, с которого браузер будет загружать документ, когда пользователь щелкнет по указателю.

    Текстовые указатели в графических браузерах обычно подчеркнуты и выделены цветом. В чисто текстовых браузерах они выделяются жирным шрифтом.

    В качестве указателя может использоваться любой текст, независимо от его размеров и особенностей форматирования. Указатель может состоять из нескольких букв, слов или даже строк текста.

    Формат указателя:

    < A HREF = “ URL ”> текст указателя ,

    где буква А в тэге < A HREF > означает указатель (anchor), а HREF -гипертекстовую ссылку (Hypertext REFerence). Все, что находится между тэгами < A HREF = “ URL ”> и является текстом указателя, который выводится на экран подчеркнутым или жирным шрифтом.

    Вместе с гипертекстовыми указателями могут быть использованы другие форматирующие коды. Например:

    < A HREF = “ URL ”> < I > или

    < I > < A HREF = “ URL ”> Переход к более подробному изложению

    НTML - это язык гипертекстовой разметки.

    Язык используется для организации веб-страниц. Проведем аналогию. Вы покупаете газету. В ней напечатаны несколько статей. У каждой статьи есть название, в ней есть фотографии. А текст набирается несколькими колонками. Это - структура газетной страницы.

    На сайте все происходит так же. Чтобы сделать правильную структуру статьи - контента - нужно использовать язык разметки текста.

    Для чего нужен HTML

    Язык HTML нужен, чтобы сообщить браузеру, как нужно отобразить страницу на экране.

    Язык распространен повсеместно. Это универсальное средство для оформления контента на странице. Его использование возможно в любой браузере. Если писать код на языке программирования - нужно знать какие-то особенности, операторы, типы данных и так далее.

    HTML состоит из набора тегов - команд, и атрибутов - свойств. Их несложно запомнить, и всегда можно найти справочные материалы.

    Что такое HTML-код

    Код - это команды браузеру, как следует отобразить страницу. Есть структура, которая должна соблюдаться всегда. Например, наличие только одного заголовка H1 на странице, основная информация помещается в раздели т. д.

    В языке есть три инструмента.

    Теги бывают двух видов - парные и одиночные.

    • - парный тег, открывающий и закрывающий. Они действуют на текст, помещенный между ними.
    • Одиночный тег, он действует на текст, стоящий после него до следующего тега.

    Структура HTML-кода на странице

    Мы говорили, что структура у любого html-документа всегда одна и та же. Далее перечислим обязательные элементы.

    1. ! - указывает, что в документе используется HTML.
    2. ... - в этот тег помещается весь код страницы. Все, что в него не помещено, не распознается браузером и не отображается.
    3. ... - парный тег, в него помещается технрическая информация, например, о кодировке документа.
      1. ... - это заголовок страницы, он помещается внутри раздела head. У любой страницы должен быть свое уникальное название.
      2. - это служебная информация. Она подключает к странице отдельные стили - css и т. д. Не отображается пользователю.
    4. ... - тело страницы. Вся основная информация заключается в этот тег.
      1. ... - гиперссылки.
      2. - изображения.
      3. ... - жирный текст.
      4. ... - курсив.

    Элементов внутри body может быть неограниченное количество.

    Например, вот так выглядит часть кода страницы одной из записей нашего блога.

    Чем чаще использовать теги, тем быстрее они запоминаются. Всегда можно найти справочник со всеми тегами, атрибутами и их значениями.

    Введение

    § 1. Общие сведения о языке разметки гипертекста (HTML)

    § 2. Структура HTML-документа

    § 3. Элементы дизайна Web-страниц

    § 4. Практическое применение языка разметки гипертекста HTLM

    Заключение

    Литература

    Введение

    В работе рассматривается язык разметки гипертекста HTML (Hypertext Markup Language); первая спецификация этого универсального и общедоступного языка разметки - HTML была утверждена в 1991 году. HTML стал стандартом и одновременно «корнем» для всех разрабатываемых Web страничек.

    Актуальность темы работы определена тем, что на сегодняшний день HTML остается самым универсальным, даже незаменимым средством разметки гипертекста, а, следовательно, и публикации в Интернет. Написание Web страничек на HTML не требует интерпретации исходного кода в двоичный код.

    Современные Web-страницы уже не обходятся одним только HTML. Его гармонично дополняют средства динамического HTML: скрипт языки JavaScript и/или VBScript, каскадные таблицы стилей(CSS), иногда присутствуют Java-апплеты. По сути дела, можно вывести для современной Web-страницы: Web-страница=HTML+DHTML(JavaScript/VBScript, CSS, Java-апплеты)+CGI То есть на любой странице должна присутствовать HTML-верстка - расположение элементов дизайна текста и необходимые скрипты - как расширение HTML в области расположения и описания свойств различных объектов. CGI-скрипты могут играть первостепенную роль, формируя всю страницу, наполняя ее необходимыми, обновленными данными или второстепенную роль, - включаясь в нее.

    Цель работы состоит в общей характеристике языка разметки гипертекста HTML. В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

    1. обзор основных возможностей HTML

    2. анализ практического применения HTML (на примере обучающих программ).

    § 1. Общие сведения о языке разметки гипертекста (HTML)

    Гипертекст - текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д. Во время чтения такого текста (в соответствующей программе, его обрабатывающей и выполняющей соответствующие ссылки или действия) вы видите подсвеченные (выделенные) в тексте слова. Если наехать на них курсором и нажать клавишу или на кнопку (глаз) мышки, то высветится то, на что ссылалось это слово, например, другой параграф той же главы этого же текста. В WWW по ключевым словам можно попасть в совершенно другой текст из другого документа, войти в какую-нибудь программу, произвести какое-либо действие и т.д. В Internet в контексте WWW можно получать доступ к чему угодно, к telnet, e-mail, ftp, Gopher, WAIS, Archie, USENET News и т.п. В WWW можно ссылаться на данные на других машинах в любом месте сети, тогда при активации этой ссылки эти данные автоматически передадутся на исходную машину и вы увидите на экране текст, данные, картинку, а если провести в жизнь идею мультимедиа, то и звук услышите, музыку, речь. Это слегка напоминает Gopher, но фактически это принципиально другое и новое. В Gopher имеется жесткая структура меню, по который вы двигаетесь, как вам угодно. Эта структура не зависит от того, что вы делаете, какой документ пользуете и т.д. В WWW вы двигаетесь по документу, который может иметь какую угодно гипертекстовую структуру. Можно свободно организовать структуры меню в гипертексте. Имея редактор гипертекстов, можно создать любую структуру рабочей среды, включая документацию, файлы, данные, картины, программное обеспечение и т.д., и это не будет новое программное обеспечение, а просто гипертекст.

    Современные программы разработки Web-серверов, такие как MS FrontPage или Web Pen для Windows, дают возможность даже новичку без всякого штудирования учебников легко создавать готовые странички. При этом cпециалист по созданию Web-сайтов, называемый Web-мастером, берет готовые файлы (тексты, таблицы, графику, базы данных, звук, анимацию, видеофильмы, программы) и с помощью кнопок и команд меню оформляет страницы сайта. Подобные программы, выполняя команды инструментальных и операционного меню, формируют гипертекст WWW-сервера.

    Исходные текстовые, табличные и графические и другие объекты включаются в Web-site посредством тегов (tag = ярлык, этикетка). Тег - это последовательность символов, задающая

    ). положение объекта на странице сайта,

    ). внешний вид объекта или

    Тег называют также управляющим маркером, флагом. Программы типа Web Pen сами расставляют теги, поэтому пользователь таких программ может не знать языка разметки гипертекста (HTML = HyperText Markup Language).

    Знание HTML необходимо по пяти причинам.
    Во-первых, Web-мастер анализирует сайты фирм-конкурентов и просто удачные экземпляры WWW-серверов. Такой анализ, необходимый для совершенствования своего сайта, невозможен без знания языка разметки гипертекста.

    Во-вторых, совершенствование своего Web-сервера без полной его переделки (что долго и дорого) удобно производить путем ручной вставки и удаления объектов и тегов.

    В-третьих, HTML непрерывно развивается, поэтому программы типа MS FrontPage все время отстают от новейших возможностей языка.

    В-четвертых, не следует забывать о достаточно высокой стоимости таких программ.

    Наконец, в-пятых, потратив деньги на приобретение программы, нужно еще потратить время на ее освоение.

    Используя HTML, Web-мастер определяет структуру гипертекстового документа и вид каждой его страницы. HTML задает синтаксис тегов, в соответствии с которыми программа просмотра отображает содержимое документа: текст, изображения, таблицы и данные других типов. Cами теги программой просмотра не отображаются.

    В HTML реализована поддержка механизма специальных гипертекстовых ссылок, которые обеспечивают связь данного документа с другими документами. Последние могут находиться:

    ) на данном сайте, то есть в папке, содержащей все htm-файлы, графику, звук, анимацию, видеофильмы, программы;

    ) вне сайта в других в папках на данном компьютере;

    ) в системе World Wide Web, то есть на других Web-серверах;

    ) в Internet на серверах других типов(FTP, Gopher).

    Применение механизма гипертекстовых ссылок создает всемирное единое информационное пространство, из которого сотрудники торговой фирмы получают нужные им сведения. Стандарт HTML, как и все другие стандарты, имеющие отношение к Web, разрабатывается под эгидой консорциума World Wide Web Consortium (W3C). Спецификации стандартов и проекты новых предложений можно найти по адресу #"578258.files/image001.gif">на панели задач.

    Создать новое окно текстового процессора MS Word, используя команду операционного меню {Окно, Новое окно} или щелкнув мышкой по кнопке инструментального меню “Стандартное”.

    Командой операционного меню {Окно, Упорядочить все} разместить на дисплее сразу два окна: с методичкой и новое. Курсор должен находиться в новом окне. Командой операционного меню MS Word {Вставка, Рисунок...} открыть диалоговую панель “Вставить рисунок”.

    Из списка wmf-файлов в левой части диалоговой панели выбрать щелчком мыши файл 1stplace.wmf. Рассмотреть рисунок, появившийся в правой части диалоговой панели.

    Повторяя действия, указанные в пункте 6, просмотреть несколько рисунков. Выбрать понравившийся многоцветный рисунок, щелкнув по кнопке OK в левой нижней части диалоговой панели. Этот рисунок появится в новом окне MS Word.

    Расположить указатель мыши на рисунке и щелкнуть левой клавишей мыши. Скопировать рисунок в буфер обмена, используя команду операционного меню {Правка, Копировать} или щелкнув мышкой по кнопке инструментального меню “Стандартное”.

    Закрыть окно с рисунком, используя клавишную команду . Сделать максимальными размеры окна с методичкой, щелкнув мышью по кнопке максимизации размеров этого окна.

    Перейти в окно графического редактора Paint, щелкнув мышью по кнопке на панели задач.

    Редактором LView Pro прочтем bmp-файл, созданный посредством Paint, и сохраним его как gif-файл, уяснив и выполнив для этого следующие действия.

    Запустить проводник, используя кнопку “Пуск” на панели задач:

    ПУСК => ПРОГРАММЫ => ПРОВОДНИК

    На диске D: открыть папку LWPRO и запустить редактор LView Pro двойным щелчком на имени файла Lviewpro.exe.

    Прочесть bmp-файл, созданный посредством Paint, используя команду операционного меню LView Pro {File, Open}.

    Цвета в документах HTML могут задаваться двумя способами - указанием кода цвета или указанием названия цвета на английском языке. При первом способе код цвета записывается в виде шестнадцатеричного числа, содержащего шесть цифр: первые две цифры задают интенсивность красного цвета, вторые - зеленого, третьи - синего. При втором способе используются следующие названия цветов: black (черный), maroon (темно-красный), green (зеленый), olive (оливковый), navy (синий), purple (фиолетовый), teal (зеленовато-синий), gray (серый), silver (серебристый), red (красный), lime (известковый), yellow (желтый), blue (голубой), fuchsia (ярко-малиновый), aqua (морской волны) и white (белый).

    Создадим документ, содержащий таблицу, ячейки которой окрашены в разные цвета. Фон документа установим черным. Документ наберем (или отредактируем) Блокнотом и запишем в рабочую папку в файл colortab1.htm.

    Посмотрите с помощью MS Internet Explorer на результат. Этот результат достигнут применением новых атрибутов и тегов. Атрибут BGCOLOR задает цвет фона в тегах и . Он может использоваться также в тегах и для определения цвета фона строки в целом. Тег

    означает абзац (paragraph). В данном случае ко всему абзацу применено выравнивание по центру окна (атрибут ALIGN со значением CENTER). Атрибут ALIGN может также принимать значения LEFT и RIGHT. Абзац заканчивается тегом

    и после конца абзаца прекращается действие его атрибутов.

    - это так называемый тег заголовка таблицы. Фактически он объявляет строку, в которой должен быть записан заголовок таблицы. В данном случае он имеет атрибут COLSPAN, определяющий, сколько ячеек из следующей строки должен перекрыть этот заголовок. Тег определяет установки свойств шрифта. В данном случае устанавливается цвет текста в строке заголовка. Вообще говоря, в тегах можно использовать несколько атрибутов, но тег является исключением - для каждого изменения свойств текста используется отдельный тег , например:

    Создайте в рабочей папке документ font1.htm, в тело которого включите текст приведенного выше примера и просмотрите результат. Ускорить выполнение задания можно путем копирования этого примера в текст, создаваемый Блокнотом. Для этого следует выделить пример в методичке, протащив указатель мыши (при нажатой ее левой клавише) по полосе выделения слева от трех строк примера. Используя как образец документ colortab1.htm, создайте в рабочей папке документ table3.htm, содержащий таблицу с заголовком "Координаты ячеек" и с 16-ю клетками (4 строки по 4 ячейки), в которых записаны координаты этих клеток по принципу С1К1 (где С - строка, К - колонка с соответствую-щими номерами). Фон документа должен быть сине-зеленым, фон строки заголовка - белым, текст строки заголовка - желтым. Текст в ячейках таблицы должен быть черным на сером фоне. Ячейки таблицы должны иметь границы.

    § 4. Практическое применение языка разметки гипертекста HTLM

    Основным принципом формирования интерактивной обучающей среды при всех концепциях обучения, как показывает практический опыт, является гипертекстовый принцип структурирования и представления информации. Разрабатываемая в литературе теория гипертекста, а также имеющийся опыт по созданию гипертекстовых структур позволяют наметить ряд его сущностных, структурно значимых понятийных признаков. Вспомним историю формирования этого явления. Первоначально гипертекстовые технологии привлекли внимание преподавателей как средство интеграции текстовой информации и информации, представляемой в других модальностях - мультимедиа (звук, видео, анимация и т.д.). Затем авторы - разработчики компьютерных обучающих программ открыли для себя гипертекст как средство моделирования когнитивных процессов и тем самым как новое средство управления этими процессами. Симптоматично, что сама идея гипертекста (хотя и без введения именно этого термина) была впервые, как утверждается во всех западных учебниках по истории этого понятия и как принято сейчас считать в интернетовском информационном сообществе, изложена в статье Ванневара Буша, озаглавленной следующим образом: «As we may think»; именно от этой работы начинается отсчет эпохи гипертекста как некоторого особого явления в теории информации, лингвистике и когнитивной психологии, а также в сфере художественного слова нового типа (hypertext fiction).

    В настоящее время термин «гипертекст» применяют к разным объектам: 1) так называют особый метод построения информационных систем, обеспечивающий прямой доступ к данным с сохранением логических связей между ними; 2) это определенная система представления текстовой и мультимедийной информации в виде сети связанных между собой текстовых и иных файлов; 3) это особый универсальный интерфейс, отличительными чертами которого является его интерактивность и необычайная дружелюбность по отношению к пользователю. Разработка гипертекстовых систем для целей обучения была начата за рубежом в 80-е годы, аналогичные работы в России до последнего времени находились в пилотной стадии. В 2004 г. у нас наблюдается экспоненциальный рост числа гипертекстовых систем, предлагаемых для дистанционного обучения, что соответствует мировым тенденциям в этой области.

    Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом очевидных преимуществ как для учителя, обеспечивающего, направляющего и контролирующего процесс обучения, так и для обучаемого: прежде всего, это принципиально новые возможности презентации учебного материала, связанные с использованием зрительной и аудитивной наглядности. Необходимо также отметить, что сама гипертекстовая структурированность учебного материала обладает собственным дидактическим значением, так как является значительно более гибкой формой подачи информации, позволяющей в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающегося. По сути дела каждое обращение к автоматизированному обучающему курсу, основой которого является база данных, выполненная в гипертекстовом формате, является процессом создания своего собственного учебного текста, наиболее адекватно соответствующего данной актуальной задаче, вследствие чего процесс обучения приобретает творческий аспект. Устанавливая логические связи информационных блоков, выстраивая информацию, следуя собственной логике ее осмысления, обучающийся по сути дела становится соавтором, и, может быть, это и становится наиболее привлекательной стороной использования подобных курсов в процессе обучения. Однако необходимо подчеркнуть, что ключевой проблемой в такой системе становится проблема организации «навигации», свободная или навязываемая автором-разработчиком стратегия исследования данного информационного поля, которая к тому же должна решать и собственно дидактические задачи. В исследованиях по теории гипертекста вопросы организации «чтения» гипертекстовой информации рассматриваются в совокупности с формальным анализом структуры гипертекстового поля, возможностями технических средств управления «навигацией», а также особенностями когнитивных стратегических предпочтений человека (вновь подчеркнем, что последнее остается до сих пор наименее изученной областью). В качестве достаточно хорошо проработанных формализованных стратегических моделей часто выступают модели, лежащие в основе систем автоматизированного поиска и систем автоматической обработки запросов.

    а) на первом, самом высоком уровне, используется жанр максимально коротких аннотаций для всех базовых терминологических понятий,

    б) на следующем уровне дается предметное истолкование тех или иных понятий,

    В подготовленных учебных компьютерных материалах было экспериментально получено оптимальное количество допустимых ссылок в расчете на один абзац текста (не более 1 - 2 ссылок), а также рекомендуемый объем текстовой информации: при выводе на экран компьютера он должен занимать не более 1,5 или 2-х экранов. Допустимая и рекомендуемая иерархическая глубина связей устанавливалась в соответствии с данными теории восприятия информации и когнитивной лингвистики. Предполагалось, что в зависимости от индивидуальных когнитивных стилей усвоения информации она может колебаться от 2 до 5 шагов. В ряде психологических и психолингвистических работ, посвященных теории гипертекста, были предприняты попытки выявления базовых стратегий, которые оказывались предпочтительными для разных групп людей; полученные данные позволяют наметить три основных типа поведения в гипертекстовом пространстве, их принято в англоязычной традиции называть depth-first navigation, breadth-first navigation и два варианта промежуточной стратегии (random navigation), совмещающей в определенных долях два первых подхода). Однако нельзя не отметить, что все без исключения исследователи подчеркивают необходимость дополнительных экспериментов в этом направлении для установления степени достоверности полученных данных. Несомненно, этот вопрос нуждается в дальнейшем, более глубоком изучении, поэтому в данной работе руководствовались преимущественно интуитивными представлениями об оптимальной структуре связей, которые были продиктованы спецификой лежащего в основе гипертекста материала.

    Контрольное тестирование и устный опрос являются одними из наиболее широко используемых и хорошо разработанных средств проверки знаний в высшем образовании. Классический тест представляет собой последовательность достаточно простых вопросов. На каждый вопрос имеется простой ответ, который может быть формально проверен и оценен как правильный, неправильный или частично правильный (например, неполный). Вопросы обычно классифицируются по типам соответственно типу ожидаемого ответа. Классические типы вопросов делятся на вопросы типа [да/нет], вопросы типа [много вариантов/один ответ] (МВ/ОО), вопросы типа [много вариантов/много ответов] (МВ/МО) и вопросы открытого типа с текстовым или числовым ответом. Более продвинутые типы вопросов включают вопросы на соответствие, вопросы на правильную последовательность, вопросы на указывание (ответ - одна или несколько областей на рисунке), а также графические вопросы (ответ - простой граф). Кроме этого, каждая предметная область может иметь некоторые специфические типы вопросов.

    Варианты поддержки на стадии создания обычно зависят от технологии, используемой для хранения отдельного вопроса в системе. В настоящее время, нам известно два различных способа хранения вопроса: в формате представления и во внутреннем формате. В контексте Web-основанного обучения, хранение вопроса в формате представления означает его хранение как части HTML-кода (обычно в виде HTML-формы). Такие вопросы могут также называться статическими вопросами. Они являются «черными ящиками» для WBE-системы. Система может представлять статические вопросы только «как есть» (в том виде, в котором они были созданы). Создание вопросов этого типа часто не поддерживается WBE-системой, так как это может быть сделано в любом HTML-редакторе.

    Тип интерактивной технологии, используемой для получения ответов обучаемого, является одной из наиболее важных характеристик WBE-систем. Он определяет всю функциональность на стадии выдачи вопросов, а также влияет на стадии создания и оценки вопросов. В настоящее время, различают пять технологий: HTML-ссылки, HTML/CGI-формы, скриптовые языки, внедрение (plag-in) и Java.ссылки - самая простая технология взаимодействия, реализующая набор возможных ответов как список HTLM-ссылок. Каждая ссылка связана с определенной страницей обратной связи. При использовании этого подхода возникает две проблемы: сложность создания вопросов (логика вопроса должна быть жестко встроена в гипертекст курса) и поддержка всего двух типов вопросов: [да/нет] и [МВ/ОО]. Эта технология использовалась в основном на заре Web-основанного обучения, когда более продвинутые технологии взаимодействия, такие как CGI, JavaScript или Java еще не были разработаны.

    Наиболее популярной технологией Web-тестирования, используемой в настоящий момент многочисленными коммерческими и университетскими системами является комбинация HTML-форм и CGI-скриптов. HTML-формы чрезвычайно удобны для представления основных типов вопросов. Вопросы типа [да/нет] и [МВ/ОО] представляются наборами иконок, списками выбора, всплывающими меню. Вопросы [МВ/МО] представляются списками множественного выбора или наборами переключателей. Вопросы открытого типа реализуются в виде полей редактирования. Более продвинутые вопросы, такие как вопросы на соответствие или на правильную последовательность, также могут быть реализованы, при помощи форм. Кроме того, скрытые поля могут использоваться для хранения дополнительной информации о тесте, в которой может нуждаться CGI-скрипт. Значительные преимущества от использования технологии «стороны сервера» (к которой относится и технология «форма/CGI») и схожей с ней технологии «карты стороны серверной» возникают при реализации графических вопросов на указывание.

    Заключение

    По итогам решения задач работы получены следующие результаты:

    HTML - это обычный, текстового вида файл, в котором то, что мы обычно видим на страничках, перемежается невидимым для просмотра из броузера кодом. Вот этот-то невидимый код и есть язык разметки HTML.

    HTML - это не язык программирования, - он служит лишь для разметки странички, придания определенного вида тому или иному элементу, будь то таблица, текст или картинки.

    Осуществляется это путем присвоения каждому элементу своих параметров, которые распознает броузер. Параметры эти могут быть заданы как для одного, так и для группы или типа элементов. Тип элементов может быть таким: таблицы, ячейки, ссылки, текст и т.п. То есть что-то, что можно назвать одним термином. Отдельные свойства можно присваивать и выбранным элементам персонально. Основная причина появления в последнее время большого количества Web-серверов заключается в том, что они сравнительно просты в установке и становятся все большим инструментом, который можно использовать в бизнесе. Вторая причина - появление большего количества улучшенных HTML-редакторов и конвертеров текста, позволяющие создавать новые Web-страницы

    В отношении сферы применения можно сказать следующее. Будущее Web также связанно с увеличением скорости передачи данных в Интернет, так как Web неразрывно связан с Интернет.

    Вероятно, останется проблема несовместимости между броузерами и Web-серверами, так как компания Netscape Communications несколько расширила HTML, из-за чего не все броузеры отображают документы, написанные в новом формате HTML.

    Литература

    1. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.

    2. Информатика /под редакцией С.В.Симоновича. СПб, Питер 2001- 400 с.

    Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 - 443 с.

    Мэтьюз Дж. Web - сервер. СПб.: Символ, 1998 - 356 с.

    Олифер В. Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2005 - 864 с

    Олифер В. Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2003 - 539 с.