Html язык гипертекстовой разметки является. Язык гипертекстовой разметки HTML




Введение

§ 1. Общие сведения о языке разметки гипертекста (HTML)

§ 2. Структура HTML-документа

§ 3. Элементы дизайна Web-страниц

§ 4. Практическое применение языка разметки гипертекста HTLM

Заключение

Литература

Введение

В работе рассматривается язык разметки гипертекста HTML (Hypertext Markup Language); первая спецификация этого универсального и общедоступного языка разметки - HTML была утверждена в 1991 году. HTML стал стандартом и одновременно «корнем» для всех разрабатываемых Web страничек.

Актуальность темы работы определена тем, что на сегодняшний день HTML остается самым универсальным, даже незаменимым средством разметки гипертекста, а, следовательно, и публикации в Интернет. Написание Web страничек на HTML не требует интерпретации исходного кода в двоичный код.

Современные Web-страницы уже не обходятся одним только HTML. Его гармонично дополняют средства динамического HTML: скрипт языки JavaScript и/или VBScript, каскадные таблицы стилей(CSS), иногда присутствуют Java-апплеты. По сути дела, можно вывести для современной Web-страницы: Web-страница=HTML+DHTML(JavaScript/VBScript, CSS, Java-апплеты)+CGI То есть на любой странице должна присутствовать HTML-верстка - расположение элементов дизайна текста и необходимые скрипты - как расширение HTML в области расположения и описания свойств различных объектов. CGI-скрипты могут играть первостепенную роль, формируя всю страницу, наполняя ее необходимыми, обновленными данными или второстепенную роль, - включаясь в нее.

Цель работы состоит в общей характеристике языка разметки гипертекста HTML. В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

1. обзор основных возможностей HTML

2. анализ практического применения HTML (на примере обучающих программ).

§ 1. Общие сведения о языке разметки гипертекста (HTML)

Гипертекст - текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д. Во время чтения такого текста (в соответствующей программе, его обрабатывающей и выполняющей соответствующие ссылки или действия) вы видите подсвеченные (выделенные) в тексте слова. Если наехать на них курсором и нажать клавишу или на кнопку (глаз) мышки, то высветится то, на что ссылалось это слово, например, другой параграф той же главы этого же текста. В WWW по ключевым словам можно попасть в совершенно другой текст из другого документа, войти в какую-нибудь программу, произвести какое-либо действие и т.д. В Internet в контексте WWW можно получать доступ к чему угодно, к telnet, e-mail, ftp, Gopher, WAIS, Archie, USENET News и т.п. В WWW можно ссылаться на данные на других машинах в любом месте сети, тогда при активации этой ссылки эти данные автоматически передадутся на исходную машину и вы увидите на экране текст, данные, картинку, а если провести в жизнь идею мультимедиа, то и звук услышите, музыку, речь. Это слегка напоминает Gopher, но фактически это принципиально другое и новое. В Gopher имеется жесткая структура меню, по который вы двигаетесь, как вам угодно. Эта структура не зависит от того, что вы делаете, какой документ пользуете и т.д. В WWW вы двигаетесь по документу, который может иметь какую угодно гипертекстовую структуру. Можно свободно организовать структуры меню в гипертексте. Имея редактор гипертекстов, можно создать любую структуру рабочей среды, включая документацию, файлы, данные, картины, программное обеспечение и т.д., и это не будет новое программное обеспечение, а просто гипертекст.

Современные программы разработки Web-серверов, такие как MS FrontPage или Web Pen для Windows, дают возможность даже новичку без всякого штудирования учебников легко создавать готовые странички. При этом cпециалист по созданию Web-сайтов, называемый Web-мастером, берет готовые файлы (тексты, таблицы, графику, базы данных, звук, анимацию, видеофильмы, программы) и с помощью кнопок и команд меню оформляет страницы сайта. Подобные программы, выполняя команды инструментальных и операционного меню, формируют гипертекст WWW-сервера.

Исходные текстовые, табличные и графические и другие объекты включаются в Web-site посредством тегов (tag = ярлык, этикетка). Тег - это последовательность символов, задающая

). положение объекта на странице сайта,

). внешний вид объекта или

Тег называют также управляющим маркером, флагом. Программы типа Web Pen сами расставляют теги, поэтому пользователь таких программ может не знать языка разметки гипертекста (HTML = HyperText Markup Language).

Знание HTML необходимо по пяти причинам.
Во-первых, Web-мастер анализирует сайты фирм-конкурентов и просто удачные экземпляры WWW-серверов. Такой анализ, необходимый для совершенствования своего сайта, невозможен без знания языка разметки гипертекста.

Во-вторых, совершенствование своего Web-сервера без полной его переделки (что долго и дорого) удобно производить путем ручной вставки и удаления объектов и тегов.

В-третьих, HTML непрерывно развивается, поэтому программы типа MS FrontPage все время отстают от новейших возможностей языка.

В-четвертых, не следует забывать о достаточно высокой стоимости таких программ.

Наконец, в-пятых, потратив деньги на приобретение программы, нужно еще потратить время на ее освоение.

Используя HTML, Web-мастер определяет структуру гипертекстового документа и вид каждой его страницы. HTML задает синтаксис тегов, в соответствии с которыми программа просмотра отображает содержимое документа: текст, изображения, таблицы и данные других типов. Cами теги программой просмотра не отображаются.

В HTML реализована поддержка механизма специальных гипертекстовых ссылок, которые обеспечивают связь данного документа с другими документами. Последние могут находиться:

) на данном сайте, то есть в папке, содержащей все htm-файлы, графику, звук, анимацию, видеофильмы, программы;

) вне сайта в других в папках на данном компьютере;

) в системе World Wide Web, то есть на других Web-серверах;

) в Internet на серверах других типов(FTP, Gopher).

Применение механизма гипертекстовых ссылок создает всемирное единое информационное пространство, из которого сотрудники торговой фирмы получают нужные им сведения. Стандарт HTML, как и все другие стандарты, имеющие отношение к Web, разрабатывается под эгидой консорциума World Wide Web Consortium (W3C). Спецификации стандартов и проекты новых предложений можно найти по адресу #"578258.files/image001.gif">на панели задач.

Создать новое окно текстового процессора MS Word, используя команду операционного меню {Окно, Новое окно} или щелкнув мышкой по кнопке инструментального меню “Стандартное”.

Командой операционного меню {Окно, Упорядочить все} разместить на дисплее сразу два окна: с методичкой и новое. Курсор должен находиться в новом окне. Командой операционного меню MS Word {Вставка, Рисунок...} открыть диалоговую панель “Вставить рисунок”.

Из списка wmf-файлов в левой части диалоговой панели выбрать щелчком мыши файл 1stplace.wmf. Рассмотреть рисунок, появившийся в правой части диалоговой панели.

Повторяя действия, указанные в пункте 6, просмотреть несколько рисунков. Выбрать понравившийся многоцветный рисунок, щелкнув по кнопке OK в левой нижней части диалоговой панели. Этот рисунок появится в новом окне MS Word.

Расположить указатель мыши на рисунке и щелкнуть левой клавишей мыши. Скопировать рисунок в буфер обмена, используя команду операционного меню {Правка, Копировать} или щелкнув мышкой по кнопке инструментального меню “Стандартное”.

Закрыть окно с рисунком, используя клавишную команду . Сделать максимальными размеры окна с методичкой, щелкнув мышью по кнопке максимизации размеров этого окна.

Перейти в окно графического редактора Paint, щелкнув мышью по кнопке на панели задач.

Редактором LView Pro прочтем bmp-файл, созданный посредством Paint, и сохраним его как gif-файл, уяснив и выполнив для этого следующие действия.

Запустить проводник, используя кнопку “Пуск” на панели задач:

ПУСК => ПРОГРАММЫ => ПРОВОДНИК

На диске D: открыть папку LWPRO и запустить редактор LView Pro двойным щелчком на имени файла Lviewpro.exe.

Прочесть bmp-файл, созданный посредством Paint, используя команду операционного меню LView Pro {File, Open}.

Цвета в документах HTML могут задаваться двумя способами - указанием кода цвета или указанием названия цвета на английском языке. При первом способе код цвета записывается в виде шестнадцатеричного числа, содержащего шесть цифр: первые две цифры задают интенсивность красного цвета, вторые - зеленого, третьи - синего. При втором способе используются следующие названия цветов: black (черный), maroon (темно-красный), green (зеленый), olive (оливковый), navy (синий), purple (фиолетовый), teal (зеленовато-синий), gray (серый), silver (серебристый), red (красный), lime (известковый), yellow (желтый), blue (голубой), fuchsia (ярко-малиновый), aqua (морской волны) и white (белый).

Создадим документ, содержащий таблицу, ячейки которой окрашены в разные цвета. Фон документа установим черным. Документ наберем (или отредактируем) Блокнотом и запишем в рабочую папку в файл colortab1.htm.

Посмотрите с помощью MS Internet Explorer на результат. Этот результат достигнут применением новых атрибутов и тегов. Атрибут BGCOLOR задает цвет фона в тегах и . Он может использоваться также в тегах и для определения цвета фона строки в целом. Тег

означает абзац (paragraph). В данном случае ко всему абзацу применено выравнивание по центру окна (атрибут ALIGN со значением CENTER). Атрибут ALIGN может также принимать значения LEFT и RIGHT. Абзац заканчивается тегом

и после конца абзаца прекращается действие его атрибутов.

- это так называемый тег заголовка таблицы. Фактически он объявляет строку, в которой должен быть записан заголовок таблицы. В данном случае он имеет атрибут COLSPAN, определяющий, сколько ячеек из следующей строки должен перекрыть этот заголовок. Тег определяет установки свойств шрифта. В данном случае устанавливается цвет текста в строке заголовка. Вообще говоря, в тегах можно использовать несколько атрибутов, но тег является исключением - для каждого изменения свойств текста используется отдельный тег , например:

Создайте в рабочей папке документ font1.htm, в тело которого включите текст приведенного выше примера и просмотрите результат. Ускорить выполнение задания можно путем копирования этого примера в текст, создаваемый Блокнотом. Для этого следует выделить пример в методичке, протащив указатель мыши (при нажатой ее левой клавише) по полосе выделения слева от трех строк примера. Используя как образец документ colortab1.htm, создайте в рабочей папке документ table3.htm, содержащий таблицу с заголовком "Координаты ячеек" и с 16-ю клетками (4 строки по 4 ячейки), в которых записаны координаты этих клеток по принципу С1К1 (где С - строка, К - колонка с соответствую-щими номерами). Фон документа должен быть сине-зеленым, фон строки заголовка - белым, текст строки заголовка - желтым. Текст в ячейках таблицы должен быть черным на сером фоне. Ячейки таблицы должны иметь границы.

§ 4. Практическое применение языка разметки гипертекста HTLM

Основным принципом формирования интерактивной обучающей среды при всех концепциях обучения, как показывает практический опыт, является гипертекстовый принцип структурирования и представления информации. Разрабатываемая в литературе теория гипертекста, а также имеющийся опыт по созданию гипертекстовых структур позволяют наметить ряд его сущностных, структурно значимых понятийных признаков. Вспомним историю формирования этого явления. Первоначально гипертекстовые технологии привлекли внимание преподавателей как средство интеграции текстовой информации и информации, представляемой в других модальностях - мультимедиа (звук, видео, анимация и т.д.). Затем авторы - разработчики компьютерных обучающих программ открыли для себя гипертекст как средство моделирования когнитивных процессов и тем самым как новое средство управления этими процессами. Симптоматично, что сама идея гипертекста (хотя и без введения именно этого термина) была впервые, как утверждается во всех западных учебниках по истории этого понятия и как принято сейчас считать в интернетовском информационном сообществе, изложена в статье Ванневара Буша, озаглавленной следующим образом: «As we may think»; именно от этой работы начинается отсчет эпохи гипертекста как некоторого особого явления в теории информации, лингвистике и когнитивной психологии, а также в сфере художественного слова нового типа (hypertext fiction).

В настоящее время термин «гипертекст» применяют к разным объектам: 1) так называют особый метод построения информационных систем, обеспечивающий прямой доступ к данным с сохранением логических связей между ними; 2) это определенная система представления текстовой и мультимедийной информации в виде сети связанных между собой текстовых и иных файлов; 3) это особый универсальный интерфейс, отличительными чертами которого является его интерактивность и необычайная дружелюбность по отношению к пользователю. Разработка гипертекстовых систем для целей обучения была начата за рубежом в 80-е годы, аналогичные работы в России до последнего времени находились в пилотной стадии. В 2004 г. у нас наблюдается экспоненциальный рост числа гипертекстовых систем, предлагаемых для дистанционного обучения, что соответствует мировым тенденциям в этой области.

Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом очевидных преимуществ как для учителя, обеспечивающего, направляющего и контролирующего процесс обучения, так и для обучаемого: прежде всего, это принципиально новые возможности презентации учебного материала, связанные с использованием зрительной и аудитивной наглядности. Необходимо также отметить, что сама гипертекстовая структурированность учебного материала обладает собственным дидактическим значением, так как является значительно более гибкой формой подачи информации, позволяющей в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающегося. По сути дела каждое обращение к автоматизированному обучающему курсу, основой которого является база данных, выполненная в гипертекстовом формате, является процессом создания своего собственного учебного текста, наиболее адекватно соответствующего данной актуальной задаче, вследствие чего процесс обучения приобретает творческий аспект. Устанавливая логические связи информационных блоков, выстраивая информацию, следуя собственной логике ее осмысления, обучающийся по сути дела становится соавтором, и, может быть, это и становится наиболее привлекательной стороной использования подобных курсов в процессе обучения. Однако необходимо подчеркнуть, что ключевой проблемой в такой системе становится проблема организации «навигации», свободная или навязываемая автором-разработчиком стратегия исследования данного информационного поля, которая к тому же должна решать и собственно дидактические задачи. В исследованиях по теории гипертекста вопросы организации «чтения» гипертекстовой информации рассматриваются в совокупности с формальным анализом структуры гипертекстового поля, возможностями технических средств управления «навигацией», а также особенностями когнитивных стратегических предпочтений человека (вновь подчеркнем, что последнее остается до сих пор наименее изученной областью). В качестве достаточно хорошо проработанных формализованных стратегических моделей часто выступают модели, лежащие в основе систем автоматизированного поиска и систем автоматической обработки запросов.

а) на первом, самом высоком уровне, используется жанр максимально коротких аннотаций для всех базовых терминологических понятий,

б) на следующем уровне дается предметное истолкование тех или иных понятий,

В подготовленных учебных компьютерных материалах было экспериментально получено оптимальное количество допустимых ссылок в расчете на один абзац текста (не более 1 - 2 ссылок), а также рекомендуемый объем текстовой информации: при выводе на экран компьютера он должен занимать не более 1,5 или 2-х экранов. Допустимая и рекомендуемая иерархическая глубина связей устанавливалась в соответствии с данными теории восприятия информации и когнитивной лингвистики. Предполагалось, что в зависимости от индивидуальных когнитивных стилей усвоения информации она может колебаться от 2 до 5 шагов. В ряде психологических и психолингвистических работ, посвященных теории гипертекста, были предприняты попытки выявления базовых стратегий, которые оказывались предпочтительными для разных групп людей; полученные данные позволяют наметить три основных типа поведения в гипертекстовом пространстве, их принято в англоязычной традиции называть depth-first navigation, breadth-first navigation и два варианта промежуточной стратегии (random navigation), совмещающей в определенных долях два первых подхода). Однако нельзя не отметить, что все без исключения исследователи подчеркивают необходимость дополнительных экспериментов в этом направлении для установления степени достоверности полученных данных. Несомненно, этот вопрос нуждается в дальнейшем, более глубоком изучении, поэтому в данной работе руководствовались преимущественно интуитивными представлениями об оптимальной структуре связей, которые были продиктованы спецификой лежащего в основе гипертекста материала.

Контрольное тестирование и устный опрос являются одними из наиболее широко используемых и хорошо разработанных средств проверки знаний в высшем образовании. Классический тест представляет собой последовательность достаточно простых вопросов. На каждый вопрос имеется простой ответ, который может быть формально проверен и оценен как правильный, неправильный или частично правильный (например, неполный). Вопросы обычно классифицируются по типам соответственно типу ожидаемого ответа. Классические типы вопросов делятся на вопросы типа [да/нет], вопросы типа [много вариантов/один ответ] (МВ/ОО), вопросы типа [много вариантов/много ответов] (МВ/МО) и вопросы открытого типа с текстовым или числовым ответом. Более продвинутые типы вопросов включают вопросы на соответствие, вопросы на правильную последовательность, вопросы на указывание (ответ - одна или несколько областей на рисунке), а также графические вопросы (ответ - простой граф). Кроме этого, каждая предметная область может иметь некоторые специфические типы вопросов.

Варианты поддержки на стадии создания обычно зависят от технологии, используемой для хранения отдельного вопроса в системе. В настоящее время, нам известно два различных способа хранения вопроса: в формате представления и во внутреннем формате. В контексте Web-основанного обучения, хранение вопроса в формате представления означает его хранение как части HTML-кода (обычно в виде HTML-формы). Такие вопросы могут также называться статическими вопросами. Они являются «черными ящиками» для WBE-системы. Система может представлять статические вопросы только «как есть» (в том виде, в котором они были созданы). Создание вопросов этого типа часто не поддерживается WBE-системой, так как это может быть сделано в любом HTML-редакторе.

Тип интерактивной технологии, используемой для получения ответов обучаемого, является одной из наиболее важных характеристик WBE-систем. Он определяет всю функциональность на стадии выдачи вопросов, а также влияет на стадии создания и оценки вопросов. В настоящее время, различают пять технологий: HTML-ссылки, HTML/CGI-формы, скриптовые языки, внедрение (plag-in) и Java.ссылки - самая простая технология взаимодействия, реализующая набор возможных ответов как список HTLM-ссылок. Каждая ссылка связана с определенной страницей обратной связи. При использовании этого подхода возникает две проблемы: сложность создания вопросов (логика вопроса должна быть жестко встроена в гипертекст курса) и поддержка всего двух типов вопросов: [да/нет] и [МВ/ОО]. Эта технология использовалась в основном на заре Web-основанного обучения, когда более продвинутые технологии взаимодействия, такие как CGI, JavaScript или Java еще не были разработаны.

Наиболее популярной технологией Web-тестирования, используемой в настоящий момент многочисленными коммерческими и университетскими системами является комбинация HTML-форм и CGI-скриптов. HTML-формы чрезвычайно удобны для представления основных типов вопросов. Вопросы типа [да/нет] и [МВ/ОО] представляются наборами иконок, списками выбора, всплывающими меню. Вопросы [МВ/МО] представляются списками множественного выбора или наборами переключателей. Вопросы открытого типа реализуются в виде полей редактирования. Более продвинутые вопросы, такие как вопросы на соответствие или на правильную последовательность, также могут быть реализованы, при помощи форм. Кроме того, скрытые поля могут использоваться для хранения дополнительной информации о тесте, в которой может нуждаться CGI-скрипт. Значительные преимущества от использования технологии «стороны сервера» (к которой относится и технология «форма/CGI») и схожей с ней технологии «карты стороны серверной» возникают при реализации графических вопросов на указывание.

Заключение

По итогам решения задач работы получены следующие результаты:

HTML - это обычный, текстового вида файл, в котором то, что мы обычно видим на страничках, перемежается невидимым для просмотра из броузера кодом. Вот этот-то невидимый код и есть язык разметки HTML.

HTML - это не язык программирования, - он служит лишь для разметки странички, придания определенного вида тому или иному элементу, будь то таблица, текст или картинки.

Осуществляется это путем присвоения каждому элементу своих параметров, которые распознает броузер. Параметры эти могут быть заданы как для одного, так и для группы или типа элементов. Тип элементов может быть таким: таблицы, ячейки, ссылки, текст и т.п. То есть что-то, что можно назвать одним термином. Отдельные свойства можно присваивать и выбранным элементам персонально. Основная причина появления в последнее время большого количества Web-серверов заключается в том, что они сравнительно просты в установке и становятся все большим инструментом, который можно использовать в бизнесе. Вторая причина - появление большего количества улучшенных HTML-редакторов и конвертеров текста, позволяющие создавать новые Web-страницы

В отношении сферы применения можно сказать следующее. Будущее Web также связанно с увеличением скорости передачи данных в Интернет, так как Web неразрывно связан с Интернет.

Вероятно, останется проблема несовместимости между броузерами и Web-серверами, так как компания Netscape Communications несколько расширила HTML, из-за чего не все броузеры отображают документы, написанные в новом формате HTML.

Литература

1. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.

2. Информатика /под редакцией С.В.Симоновича. СПб, Питер 2001- 400 с.

Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 - 443 с.

Мэтьюз Дж. Web - сервер. СПб.: Символ, 1998 - 356 с.

Олифер В. Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2005 - 864 с

Олифер В. Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2003 - 539 с.

Продолжаем цикл статей об основах веб-языков и разработках в этой области. Ранее мы с основами гипертекстового языка HTML, его особенностями и методами разметки текста (тегами).

Также нам стало известно, что язык HTML иесно взаимодействует с такими программными разработками, как стили CSS и Javascript и для чего необходимо такое сотрудничество языков. Сегодня мы в подробностях будем рассматривать структуру построения документов на HTML5. Блочное построение документа, его структура – тема сегодняшней статьи. Но вначале нужно понять, что такое HTML5.

Язык программирования HTML5 (от английского HyperText Markup Language) – это пятая версия языка. Как и все предыдущие версии, предназначен для выстраивания структуры документов и представления их в сети. На данный момент версия HTML5 находится в стадии разработки. Цель, преследуемая созданием пятой версии HTML – улучшение языка в области его работы с документами мультимедиа (аудио- и видеоприложениями).

Добавление некоторых синтаксических новшеств, таких, как , и , позволит минимизировать логические и синтаксические ошибки при работе HTML5 с мультимедийными файлами. Также для обогащения семантического содержимого документа (семантика – изучение значения языковых единиц) вводятся и новые значение, такие, как , , и . Некоторые из атрибутов будут удалены или изменены. Вводятся новые возможности для обработки недопустимых документов, так что все браузеры будут способны работать с такого рода документами.

Что такое DOCTYPE?

Любой документ на HTML-языке всегда начинается именно с этого слова. Все предыдущие версии HTML публиковали это объявление приблизительно следующим образом:

где PUBLIC обозначало доступность документа к прочтению, а DTD обозначает тип публикующихся документов (Document Type Definition). Определение DOCTYPE в HTML5 намного упрощено — < !DOCTYPE HTML>. Это все – разметка готова.

Так за какие действия отвечает объявление DOCTYPE? Этот тег предназначен для сообщения браузерам о том, какой стандарт языка использовать – от определения версии HTML будет зависеть визуализация страницы в целом, её рендеринг. Стандарты разработки HTML строго регламентированы и следуют определенным правилам, поэтому работа с чужими кодами, их чтение и отображение в браузере за счет использования стандартов заметно упрощается.

Первоначально объявление DOCTYPE переключало браузер в стандартный режим, и это позволяло пользоваться более новыми стандартами. Для тех документов, которые были написаны с применением старого стандарта, возможно использование режима совместимости, что позволяет добиться нормальной работы браузера. Новое объявление DOCTYPE на сегодняшний день поддерживается почти всеми существующими браузерами, одновременно переключая их в режим работы со стандартами. То есть, каждый вновь создаваемый документ должен содержать атрибут DOCTYPE и соответствовать разработанным стандартам. При этом проверяется весь код документа на его соответствие стандартам.

Условно можно разделить всю страницу, написанную на HTML, на несколько подразделов. Корень основного кода всей страницы – тег . То есть, между тегами и можно расположить практически все, что угодно. Схематично страница на языке HTML представлена так:

Например:

< !DOCTYPE HTML>< !-Любой текст, изображения, таблицы и т.д. -->

В нашем случае тег вмещает в себя атрибут, определяющий язык документа – русский. Для облегчения работы с документом необходимо указывать язык документа. Все содержимое страницы находится именно между тегами …. , кроме объявления DOCTYPE.

Тег так называемая голова документа. Все необходимые данные о странице (как для работы браузера, так и информативные данные для разработчика) располагаются между и . Заголовок страницы, её код – например, UTF-8, meta-данные, такие, как ключевые слова, описание страницы, имя автора и т.д. – все подобные данные находятся именно между тегами и . Здесь же можно подключить внешние файлы, скрипты и библиотеки.

Что такое meta-теги?

В них, как было сказано выше, заключается вся информация о странице. Основные мета-теги описаны ниже:

1. Тип кодировки страницы – Charset. В большинстве случаев используется UTF8, но можно задействовать и другие кодировки, например – windows-1251, KOI-8, ISO и т.д. Такой атрибут, как Charset, определяет, какую кодировку использовать для чтения страницы. В HTML5 этот атрибут выглядит следующим образом:

Как видите, новая версия языка намного упрощает управление страницей, облегчает и ускоряет её прочтение.

Мета-тег Description, то есть – краткое содержание страницы. Например:

Применение этого тега необязательно, но желательно для защиты содержимого страницы от копирования.

Мета-тег, обозначающий заголовок страницы или записи на странице – title. Выглядит тег таким образом:

Определение HTML и структура языка. | vashsite.com

Отображается заголовок в названии открывающегося окна или вверху страницы.

Мета-теги link и script используются для подключения к исполнению файлы стилей, внешние файлы и библиотеки. Например, таблицы стилей CSS и JavaScript, а также библиотека jQuery. Выглядят строки подключения этих файлов так:

1

То есть, для понимания сути этих строк можно представить себе такую ситуацию – файлы CSS и JavaScript на сервере лежат, но без этих строк в документе они просто не будут работать. Небольшой нюанс для использования этих тегов – файлы могут быть как на локальном сервере, так и на удаленном. В последнем случае в мета-тегах необходимо указать полный путь к файлам. В нашем примере мета-тег link используется для подключения файла CSS и использует ссылочные отношения (link relation). Эта подпись дает знать браузеру, что данный файл является файлом стилей. Тег rel имеет также множество других значений.

Альтернативой первому варианту подключения файла стилей может быть такая строка:

1 2 3 4 a { text-decoration : underline ; } p { color : #000000 ; }

a { text-decoration: underline; } p { color: #000000; }

Такой способ напрямую подключает стиль к странице, без подключения файла стилей.

Самый значимый тег в HTML документе – тег . Он также имеет закрывающее окончание . Все данные, которые содержатся внутри этого тега, определяют содержимое страницы – её контент, изображения на странице, всю ссылочную массу, содержащуюся в тексте и т.д. Таким образом, вся информация, которая располагается до тега , можно заключить в своего рода неизменяемый шаблон. Содержимое же тела — может редактироваться, заменяться, улучшаться.

После рассмотрения всех составляющих HTML-документа пятой версии можно попробовать собрать все отдельные части в одно целое, которое и будет законченным HTML-документом, то есть – страницей некоего сайта. Вот так будет выглядеть страница в законченном виде:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 < !DOCTYPE HTML> Design Shack

< !DOCTYPE HTML> Design Shack

Если схематично представить структуру HTML страницы, то она будет выглядеть так:

Это так называемая объектная модель документа HTML (DOM).

В следующих публикациях планирую более подробное изучение таблиц CSS, и более детально разобрать структуру HTML5 также будет полезно для правильной работы с любыми версиями HTML-языка.

HyperTextMarkupLanguage (HTML) -- язык разметки гипертекста -- предназначен для написания гипертекстовых документов, публикуемых в WorldWideWeb.

Гипертекстовый документ -- это текстовый файл, имеющий специальные метки, называемые тегами, которые впоследствии опознаются браузером и используются им для отображения содержимого файла па экране компьютера.

С помощью этих меток можно выделять заголовки документа, изменять цвет, размер и начертание букв, вставлять графические изображения и таблицы. Но основным преимуществом гипертекста перед обычным текстом является возможность добавления к содержимому документа гиперссылок -- специальных конструкций языка HTML, которые позволяют щелчком мыши перейти к просмотру другого документа.

Структура HTML-документа

Самым главным из тегов HTML является одноименный тег . Он всегда открывает документ, так же, как тег должен непременно стоять в последней его строке. Эти теги обозначают, что находящиеся между ними строки представляют единый гипертекстовый документ. Без этих тегов браузер или другая программа просмотра не в состоянии идентифицировать формат документа и правильно его интерпретировать.

HTML-документ состоит из двух частей: заголовок (head) и тела (body), расположенных в следующем порядке:

Заголовок документа

Тело документа

Чаще всего в заголовок документа включают парный тег ... , определяющий название документа. Многие программы просмотра используют его как заголовок окна, в котором выводят документ. Программы, индексирующие документы в сети Интернет, используют название для идентификации страницы. Хорошее название должно быть достаточно длинным для того, чтобы можно было корректно указать соответствующую страницу, и в то же время оно должно помещаться в заголовке окна. Название документа вписывается между открывающим и закрывающим тегами.

Тело документа является обязательным элементом, так как в нем располагается весь материал документа. Тело документа размещается между тегами и. Все, что размещено между этими тегами, интерпретируется браузером в соответствии с правилами языка HTML позволяющими корректно отображать страницу на экране монитора.

Текст в HTML разделяется на абзацы при помощи тега . Он размещается в начале каждого абзаца, и программа просмотра, встречая его, отделяет абзацы друг от друга пустой строкой. Использование закрывающего тега необязательно.

Если требуется «разорвать» текст, перенеся его остаток на новую строку, при этом, не выделяя нового абзаца, используется тег разрыва строки
. Он заставляет программу просмотра выводить стоящие после него символы с новой строки. В отличие от тега абзаца, тег
не добавляет пустую строку. У этого тега нет парного закрывающего тега.

Язык HTML поддерживает логическое н физическое форматирование содержимого документа. Логическое форматирование указывает на назначение данного фрагмента текста, а физическое форматирование задает его внешний вид.

При использовании логического форматирования текста браузером выделяются различные части текста в соответствии со структурой документа. Чтобы отобразить название, используется один из тегов заголовка. Заголовки в типичном документе разделяются по уровням. Язык HTML позволяет задать шесть уровней заголовков: h1 (заголовок первого уровня), h2, h3, h4, h5 и h6. Заголовок первого уровня имеет обычно больший размер и насыщенность по сравнению с заголовком второго уровня. Пример использования тегов заголовков:

l. Название главы

l.l. Название раздела

Теги физического форматирования непосредственно задают вид текста на экране браузера, например пара выделяет текст полужирным начертанием, задает подчеркивание текста, управляет шрифтом текста.

Тег вставляет изображение в документ, как если бы оно было просто одним большим символом. Пример применения тега:

Для создания гипертекстовой ссылки используется пара тегов ... . Фрагмент текста, изображение или любой другой объект, расположенный между этими тегами, отображается в окне браузера как гипертекстовая ссылка. Активация такого объекта приводит к загрузке в окно браузера нового документа или к отображению другой части текущей Web-страницы. Гипертекстовая ссылка формируется с помощью выражения:

Href здесь является обязательным атрибутом, значение которого и есть URL-адрес запрашиваемого ресурса. Кавычки в задании значения атрибута href не обязательны. Если задается ссылка на документ на другом сервере, то вид гиперссылки такой:

Фотография 11-А

С помощью различных тегов можно рисовать таблицы, форматировать текст, вставлять в документ изображения, видео-звуковые файлы и прочее.

Язык разметки гипертекстовых страниц (HTML - Hypertext Markup Language) представляет собой язык, разработанный специально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещение специальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру, как отображать содержимое документа. Он также используется для создания ссылок на другие документы, локальные или сетевые, например, находящиеся в сети Интернет.

Стандарт HTML и другие стандарты для Web разработаны под руководством консорциума W3C (World Wide Web Consortium). Стандарты, спецификации и проекты новых предложений можно найти на сайте http://www.3w.org/. В настоящее время действует спецификация HTML 4.0, поддержка которой со стороны основных браузеров постоянно растет.

На практике на стандарт HTML большое влияние оказывает наличие тегов, предложенных и поддерживаемых наиболее известными браузерами, такими как Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator. Эти теги в данный момент могут, как входить, так и не входить в состав действующей спецификации HTML.

Информации о тегах HTML Compendium (краткое руководство по HTML) созданно Ron Woodall. Компендиум содержит список тегов и их атрибутов в алфавитном порядке, а также обновленную информацию о поддержке каждого из них со стороны браузеров.

Документы HTML являются обычными текстовыми ASCII-файлами. Это означает, что для их создания можно использовать любой текстовый редактор, даже с минимальными возможностями. Существуют средства редактирования, разработанные специально для написания HTML. Они позволяют экономить время, так как содержат клавиши быстрого доступа для выполнения повторяющихся операций, например, задания начальных установок документов, таблиц или просто применения стилей к тексту. Редакторы HTML отличаются от авторского WYSIWYG-инструментария (рассматриваемого далее) тем, что требуют знания правил составления HTML вручную, редакторы лишь упрощают и ускоряют этот процесс.

Пользователям Windows определенно следует проверить HomeSite, мощный и недорогой редактор HTML компании Allaire Corporation. В нем имеются средства для выделения цветами синтаксических конструкций HTML, функция FTP, контроль синтаксиса и правописания, многофайловый поиск и замещение. Кроме того, он содержит специальные команды и шаблоны для создания более сложных элементов (фреймов, сценариев JavaScript и DHTML).

При работе на компьютерах Macintosh обращают внимание на BBEdit, коммерческий HTML-редактор компании Bare Bones Software, Inc. Он действительно имеет вес среди Web-разработчиков для компьютеров Macintosh. В его состав входят удобные и быстрые HTML-инструменты, многофайловый поиск и замена, встроенная FTP-функция, поддержка 13 языков программирования, построитель таблиц, контроль синтаксиса HTML и еще множество функций.

Последние годы характеризуются резким ростом рынка авторских инструментов. HTML-редакторы класса WYSIWYG (What You See Is What You Get - что видишь, то и получишь) имеют графические интерфейсы, которые делают написание HTML больше похожим на программу редактирования текстов или разметки страницы. Первоначальной целью этих программ было освобождение пользователей от тегов HTML, наподобие того, как программы разметки страниц защищают разработчика от набора команд языка PostScript. Сегодня их значимость возросла, так как они повышают эффективность и уровень автоматизации производства документов, обеспечивая в то же время доступ к исходному тексту HTML.

Наиболее популярными в настоящее время WYSIWYG-редакторами являются: Macromedia DreamWeaver, Golive CyberStudio (только для компьютеров Macintosh), Microsoft FrontPage, FileMaker Claris, Home Page, Adobe PageMill.

Документ HTML содержит текст (содержимое страницы) и встроенные теги - инструкциями о структуре, внешнем виде и функции содержимого. Документ HTML разделяется на две основные части: заголовок - head и тело - body. Заголовок содержит такие сведения о документе, как его название и методическая информация, описывающая содержимое. В теле находится само содержим документа (то, что выводится в окне браузера).

Каждый тег состоит из имени, за которым может следовать список необязательных атрибутов, все они находятся внутри угловых скобок < >. Содержимое скобок никогда не выводится в окне браузера. Имя тега, как правило, представляет собой аббревиатуру его функции, что облегчает его запоминание. Атрибуты являются свойствами, которые расширяют или уточняют функцию тега. Как правило, имя и атрибуты внутри тега не чувствительны к регистру. Тег будет работать так же, как . Однако значения определенных атрибутов могут быть чувствительны к регистру. Это относится, в частности, к именам файлов и URL.

Большинство тегов являются контейнерами. Это означает, что у них имеется начальный (открывающий или стартовый) и конечный (закрывающий) теги. Текст, находящийся между тегами, будет выполнять содержащиеся в них инструкции.

Конечный тег имеет то же имя, что и начальный, но перед ним стоит слеш (/). Его можно рассматривать как "выключатель" тега. Конечный тег никогда не содержит атрибутов.

В некоторых случаях конечный тег не обязателен, и браузер определяет конец тега из контекста. Чаще всего опускают конечный тег (абзац). Браузеры раньше поддерживали этот тег без соответствующего завершения, поэтому многие авторы Web привыкли использовать краткую форму. Это разрешено не всем тегам, и не все браузеры прощают их отсутствие. Поэтому, если есть сомнения, включите в текст закрывающий тег. Это особенно важно, когда в документе вы используете каскадные таблицы стилей.

Некоторые теги не имеет завершающих тегов, потому что они используются для размещения отдельных (автономных) элементов на странице. Одним из них является тег изображения , он просто помещает графику в поток страницы. Другие автономные теги - это разрыв строки (
), горизонтальная линия () и теги, содержащие информацию о документе и не влияющие на содержимое, выводимое на экран, такие как и .

Атрибуты добавляются в тег для расширения или модификации его действий. К одному тегу можно добавить несколько атрибутов. Если атрибуты тега следуют после имени тега, они разделяются одним или несколькими пробелами. Порядок следования не важен. Большинство атрибутов имеют значения, которые следуют за знаком равенства (=), находящимся после имени атрибута. Длина значений ограничена 1024 символами. Значения могут быть чувствительны к регистру. Иногда значения должны находиться в кавычках (двойных или одинарных). Правила записи значения следующие:

  • - если значение представляет собой одно слово или число и состоит только из букв (a-z), цифр (0-9) и специальных символов (точка
  • - если значение содержит несколько слов, разделенных запятыми или пробелами, или содержит специальные символы, отличные от точки или дефиса, тогда его необходимо поместить в кавычки. Например, URL требуют кавычек, потому что они содержат символы "://". Также кавычки необходимы при задании значений цветов с использованием формата "#rrggbb".

Если вы не уверены, стоит ли использовать кавычки, используйте их всегда для всех значений.

В теги HTML могут помещаться другие HTML-теги для осуществления воздействия нескольких тегов на один элемент. Это называется вложением, и, что бы правильно его осуществить, начальный и конечный теги вложенного тега должны обязательно находиться между начальным наконечным тегами внешнего тега.

Часто встречающейся ошибкой является перекрытие тегов. Хотя часть браузеров отображают содержимое, отмеченное таким образом, многие не разрешают нарушать правило, поэтому важно размешать теги правильно. Следующий пример показывает неверное вложение тегов (заметьте, что тег закрывается перед закрытием ):

The weather is gorgeoustoday - данная информация, игнорируемая браузерами.

Информация, игнорируемая браузерами. Ниже приводится информация, содержащаяся в документе HTML, включая, определенные теги, которая будет игнорироваться при просмотре браузерами. В ее состав входят:

  • - разрывы строк. Символы конца строк в документе HTML игнорируются. Текст и элементы будут переноситься до тех пор, пока в потоке текста документа не встретится тег
  • - символы табуляции и множественные пробелы. Когда браузер встречает в документе HTML символ табуляции и несколько последовательных символов пробела, он выводит только один пробел. Таким образом, если документ содержит: "far, far away", браузер выведет "far, far away". Дополнительные пробелы можно добавить в текстовый поток, используя символ неразрывного пробела (Snbsp;). Кроме того, все пробелы выводятся, если текст является форматированным (находится в тегах
  • - множественные
  • - нераспознаваемые теги. Если браузер не понимает тег или тот был неверно задан, то браузер его просто игнорирует. В зависимости от тега и браузера это может привести к различным результатам. Либо браузер ничего не выведет, или он может отобразить содержимое тега как обычный текст;
  • - текст в комментариях. Браузеры не выводят текст между специальными элементами

Для создания электронных обучающих программ чаще всего используется язык гипертекстовой разметки документов (HTML).

Данный выбор обусловлен тем, что наряду с простотой создания данного вида документов, язык гипертекстовой разметки обладает колоссальными возможностями, такими, как вывод форматированного текста, использование графических объектов практически всех известных форматов, использование фонового рисунка, вставка таких объектов, как фоновый звук, видео и т.д.

Кроме этого, HTML позволяет легко организовывать ссылки на другие объекты или фрагменты текста самого документа .

Большим преимуществом HTML является то, что большинство современных инструментальных средств (такие, как, текстовые и графические редакторы, языки визуального программирования, Internet Explorer...) поддерживают работу и сохранение документов в HTML формате.

Поэтому зачастую именно HTML используется для создания подобных программных продуктов. Однако создание различного вида демонстрационных примеров, процедур тестирования и опроса, на мой взгляд, делается все же проще с помощью языков визуального программирования.

Поэтому в настоящей дипломной работе рассматриваются вопросы интеграции различных инструментальных средств, для создания обучающих, тестирующих программ и электронных учебников.

Тем не менее, использование HTML документов во многом облегчает написание теоретической части программы и делает ее более живой. Давайте рассмотрим несколько вопросов, связанных с созданием HTML документов. Можно работать на Web без знания языка HTML, так как тексты HTML могут создаваться различными специальными редакторами и конвертерами.

Однако лучше писать непосредственно на HTML или, по крайней мере, изредка контролировать и модифицировать код HTML. Писать непосредственно на HTML нетрудно. Возможно, это даже легче, чем изучать HTML-редактор или конвертер, которые часто ограничены в своих возможностях, содержат ошибки или производят плохой HTML код, который не работает на различных платформах .

Первая версия HTML была разработана в начале 90-х годов Тимом Бенерс-Ли для популярного в прошлом броузера Mosaic. Но в те времена ни для броузера, ни для самого языка еще не нашлось достойного применения. В 1993 году появился HTML+, и эта версия также осталась практически незамеченной. Начало широкому использованию гипертекста дала версия 2.0, которая появилась в июне 1994 года.

Это был момент начала роста популярности WWW по всему миру. Элементы, включенные в версию 2, в большинстве своем используются и по сей день .

В версии 3.0 HTML, которая появилась год спустя, была реализована возможность прорисовки математических символов (знаков интеграла, бесконечности, дроби, скобок и т. д.) при помощи элементов языка. Под эту версию разрабатывались и броузеры (Arena). Но этот проект оказался тупиковым и не получил дальнейшего распространения .

В 1996 году появился HTML версии 3.2. Это было новаторское решение, достаточно упомянуть, что в спецификацию языка были введены фреймы, которые стали теперь весьма популярными у разработчиков Web-страниц.

Даже сейчас на основе этой спецификации можно реализовывать очень неплохие дизайнерские решения. Практически все современные броузеры стопроцентно поддерживают версию 3.2, поэтому у авторов не возникают сомнения по поводу работоспособности заявленных элементов.

Наряду с официальными спецификациями языка, которые разрабатывались организацией W3C (W3 Консорциум), компании-производители броузеров создавали собственные элементы (расширения).

Впоследствии некоторые из этих элементов, после получения всеобщего признания, включались в спецификацию следующей версии языка. Интересно, например, что новаторское решение - фреймы, -- которое так полюбилось многим разработчикам, не было включено спецификацию 3.2.

Но броузеры поддерживали фреймы, и многие книги, посвященные HTML, содержали описания фреймов без упоминания о том, что это нестандартные элементы. И это было правильно, потому что фреймы стали стандарте де-факто . В версию языка 4 они уже были включены на полном основании.

И наоборот, элементы APPLET и SCRIPT, необходимые для расширения HTML другbми программными кодами, в версии 3.2 не сыграли той роли, которую были призваны сыграть.

Это объяснялось тем, что броузеры различных версий по-разному интерпретировали программы на языках Java, JavaScript, Visual Basic VBScript. В результате не удавалось получить достаточно надежно работающий код, и данные языки использовались любителями HTML в основном для экспериментов.

Официальная спецификация HTML 4 (Dynamic HTML) появилась в 1997 году. В это время уже было очевидно, что дальнейшее развитие гипертекста будет осуществляться за счет скрипт-программирования. Это оказалось намного более эффективным, чем вводить в язык все новые элементы.

Появившиеся в то время броузеры (Netscape Navigator 4, Microsoft Internet Explorer 4 и др.) уже достаточно надежно интерпретировали программный код (был достигнут определенный уровень стандартизации). Однако проблемы у разработчиков еще остались. В качестве примера можно отметить, что многие скрипты начинаются с определения версии броузера, чтобы потом использовать тот или иной фрагмент кода.

Очевидно, что на программиста ложится обязанность тестирования страниц на всех популярных в настоящее время броузерах. Кроме того, актуальной остается проблема использования старых или не очень популярных программ. Лидерами "броузеростроения" по праву считаются компании Microsoft и Netscape, но ведь существуют еще и другие фирмы .

В результате использование всех возможностей Dynamic HTML стало yдeлoм программистов достаточно крупных организаций, где есть условия для разработки сложных программ и всестороннего их тестирования. Создателям личных Web-страниц подчас приходится искать компромисс между надежностью и новаторством, чтобы получить достаточно грамотный HTML-код.

Анатомия Web-страницы

Ниже показана заготовка типичного Web-документа. На этом примере мы рассмотрим структуру HTML-страниц.

Пример (шаблон) Web-страницы

Структура Web-страницы

H2 {font-family: Arbat;}

CODE {font-family: Arial;}

Если рассмотреть исходные тексты различных Web-страниц, то можно легко увидеть схожесть их структур. Это объясняется тем, что документы создаются по определенным правилам.

В основу синтаксиса языка HTML лег стандарт ISO 8879:1986 "Information processing. Text and office systems. Standard Generalized Markup Language (SGML)". Правда, существует большое различие между стандартом официальным и стандартом фактическим. HTML постоянно развивается, дополняется новыми элементами, и изучать его надо не по официальным первоисточникам, а на практике, обращаясь к последним разработкам ведущих фирм и специалистов .

Чтобы понять структуру Web-страницы, необходимо рассмотреть вес элементы, входящие в приведенный выше листинг. При рассмотрении элементов языка будем приводить оба тега: начальный и конечный.

Например: . Этим можно подчеркнуть, что в большинстве случаев разработчик должен использовать два тега для каждого элемента. Число случаев, когда допустим только начальный тег (часть элементов не имеют конечного вообще), невелико, и они специально оговариваются . Для имен тегов можно использовать как прописные, так и строчные буквы латинского алфавита.

Некоторые пользователи записывают начальные теги прописными буквами, а конечные теги -- строчными. Это помогает разобраться в исходном тексте Web-страницы.

Синтаксис HTML.

Обозначение документа на языке HTML. Выше было упомянуто о том, что одним из принципов языка является многоуровневое вложение элементов. Данный элемент является самым внешним, так как между его начальным и конечным тегам должна находиться вся Web-страница.

В принципе, этот элемент можно рассматривать как формальность. Он имеет атрибуты version, lang и d i r , которыми в данном случае редко кто пользуется, и допускает вложение элементов HEAD, BODY, FRAMESET и других, определяющих общую структуру Web-страницы. Естественно что конечным тегом заканчиваются все подобные документы.

Область заголовка Web-страницы. Иными словами, ее первая часть. Так же, как предыдущий элемент, HEAD служит только для формирования общей структуры документа. Этот элемент может иметь атрибуты lang и d i r, должен включать элемент TITLE и допускает вложение элементов BASE, МЕТА, LINK, OBJECT, SCRIPT, STYLE.

Элемент для размещения заголовка Web-страницы. Строка текста, расположенная внутри этого элемента, отображается не в документе, а в заголовке окна броузера. Эта строка часто используется при организации поиска в WWW . Поэтому авторы, создающие Web-страницы для размещения в Сети, должны позаботиться о том, чтобы эта строка, не будучи слишком длинной, достаточно точно отражала назначение документа.

Описание стиля некоторых элементов Web-страницы. В файле Strukt.htm назначены шрифты для элементов Н2 и CODE.

Естественно, что для каждого элемента существует стилевое оформление по умолчанию, поэтому употребление элемента STYLE не обязательно, но желательно.

Интересно, как синтаксис HTML отражает историю развития вычислительной техники. Например, старый, теперь уже не работающий элемент BLINK напоминает нам о тех временах, когда люди использовали дисплеи, которые имели только текстовый режим. При таком положении вещей мигание текста (blink) было, наверное, единственным достижимым визуальным эффектом .

В противоположность этому, элемент STYLE, введенный сравнительно недавно, вызывает ассоциации с программами для Windows, так как в них впервые появилось стилевое оформление текста, которое теперь невероятно популярно, и без него уже немыслима работа в таких приложениях, как Word или Excel.

Этот элемент содержит служебную информацию, которая не отражается при просмотре Web-страницы. Внутри него нет текста в обычном понимании, поэтому нет и конечного тега. Каждый элемент МЕТА содержит два основных атрибута, первый из которых определяет тип данных, а второй -- содержание.

Кроме этого, элемент МЕТА может содержать URL. Шаблон соответствующего атрибута таков:

URL="http://адрес"

Этот элемент заключает в себе гипертекст, который определяет собственно Web страницу. Это та произвольная часть документа, которую разрабатывает авто страницы и которая отображается броузером. Соответственно, конечный тег этого элемента надо искать в конце HTML-файла. Внутри элемента BODY можно использовать все элементы, предназначенные для дизайна Web-страницы. Внутри начального тега элемента BODY можно расположить ряд атрибутов, обеспечивающих установки для всей страницы целиком. Рассмотрим их по порядку.

Один из самых полезных для дизайна -- атрибут, определяющий фон страницы. Его появление можно уподобить маленькой революции в WWW, так как одинаково серые Web-страницы вдруг расцвели яркими цветными узорами:

background="Путь к файлу фона"

Более простое оформление фона сводится к заданию его цвета:

bgcolor="#ff/?GGSS"

Цвет фона задается тремя двуразрядными шестнадцатеричными числами, которые определяют интенсивность красного, зеленого и синего цветов соответственно. Более подробно о задании цветов будет рассказано ниже.Оба приведенных выше атрибута не являются альтернативными и часто используются совместно: если по каким-либо причинам не может быть найден рисунок фона, используется цвет.

Поскольку фон страницы может изменяться, необходимо иметь возможность подбирать соответствующий цвет текста. Для этого имеется следующий атрибут

text="#/?/?GGB5"

Для задания цвета текста гиперссылок используется следующий атрибут:

Точно так же можно задать цвет для просмотренных гиперссылок:

vlink="#/?/?GGflS"

Можно также указать изменение цвета для последней выбранной пользователем гиперссылки:

Гипертекст, расположенный внутри элемента BODY, может иметь произвольную структуру. Ее определяют, в первую очередь, назначение Web-страницы и фантазия разработчика .

Элемент заголовка. Существует шесть уровней заголовков, которые обозначаются Н1...Н6. Заголовок уровня 1 самый крупный, а уровень 6 обеспечивает самый маленький заголовок. Для заголовков можно использовать атрибут, задающий выравнивание влево, по центру или вправо:

Горизонтальная линия (horizontal rule) -- очень часто используемый элемент. Во-первых, потому что с его помощью очень удобно делить страницу на части. Во-вторых, потому что выбор подобных элементов оформления у автора страницы очень небольшой. Действительно, в HTML практически отсутствуют похожие конструкции, только для горизонтальной линии почему-то было сделано исключение. Правда, несмотря на некоторую скупость языка в этой области, можно придумать немало стандартных графических образов, которые разнообразили бы вид страниц .

Элемент не имеет конечного тега, но допускает ряд атрибутов для выравнивания влево, по центру, вправо, по ширине:

Можно задавать толщину линии:

51ге=толщина в пикселах

Можно управлять длиной линии:

fiitifn-длина в пикселах

width=/^twa в процентам/ч

Можно выбрать цвет:

со1ог="цвет"

HTML-документ может быть очень большим, и в этом случае пользователю должна быть предоставлена возможность быстрого перемещения к нужному раздел документа . Для этого можно использовать механизм гиперссылок. Необходим также в нужных местах текста расставить соответствующие метки. Здесь мы рассмотрим только шаблон для создания меток:

Произвольный текст

В этом случае данной строке документа присваивается имя, и, следовательно, другой части документа или даже на другом документе может быть создана гиперссылка, приводящая в эту точку. Например, для перехода внутри документа можно использовать следующую конструкцию:

Переход к метке

Несколько подобных строк могут образовать своеобразное оглавление Web-страницы, которое можно разместить в начале и в конце документа.

Элемент для задания базового адреса (URL) для ссылок. Это позволяет опускать начальную часть адреса в ссылках документа. Для использования этого элемента необходимо использовать следующую конструкцию:

Фрагмент адреса путъ // не является обязательным.

При формировании полного адреса он будет отброшен.

Так, если в тексте документа встретится относительная ссылка