Библиографическая деятельность и библиотечное дело. Библиографоведение и библиотековедение




В ходе прошедших дискуссий основное внимание специалистов привлекало соотношение библиотечного дела и библиографии с научно-информационной деятельностью и информатикой, рассматривавшееся, как правило, по одному из трех направлений: библиотека – научная информация, библиография – научная информация, библиотечное дело и библиография (как единое целое) – научная информация.

Тесная связь библиотечного дела и библиографии всегда выглядела вполне очевидной и участниками дискуссии либо вообще не рассматривалась, либо затрагивалась попутно и лишь в самой общей форме.

Библиотека – самый древний и по сей день наиболее значительный по своей общественной роли институт в системе средств хранения и использования документов. Почти одновременно с библиотечным делом возникла и развивалась (преимущественно в его недрах) библиография. В дальнейшем она стала необходимым звеном библиотечного процесса. В современных условиях можно говорить о продолжающихся процессах интеграции библиотечной и библиографической работы, библиотековедения и библиографоведения. Отсюда все более широкое использование таких комбинированных понятий, как “библиотечно-библиографическое обслуживание”, “библиотечно-библиографические ресурсы информации”, “библиотечно-библиографическое образование”, “пропаганда библиотечно-библиографических знаний” и т. д.

Казалось бы, все ясно. Однако эта очевидность оказывается обманчивой при постановке таких, например, вопросов: какая именно часть библиотечной деятельности является библиографической и, наоборот, какая часть библиографии входит в состав библиотечной работы? В каких отношениях между собой находятся библиотековедение и библиографоведение? Обычно говорят, что это смежные научные дисциплины, которые пересекаются и взаимодействуют. Но, как и в каких пунктах? Точных и однозначных ответов мы пока не знаем.

Очевидно, что решение всех этих вопросов в значительной мере зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие “библиография”. Отдельные библиотековеды не раз высказывались в том смысле, что вся библиография – часть (участок) библиотечного дела.

Нет ясности и в вопросе о том, какие именно процессы в библиотеке в сущности своей библиографические. Каталогизация, например, всегда рассматривалась библиотековедами как библиотечный процесс и в сферу библиографии не включалась, что нашло отражение и в организации работы библиотеки (каталогизация, обработка литературы отделены от библиографических подразделений и форм работы библиотеки). Правда, известный библиотековед О.С. Чубарьян писал, что “каталогизация по существу своему представляет форму применения библиографических методов в библиотечной практике” . Но дело не только в методах, а в том, что каталогизация – непосредственно библиографический процесс. И любой каталог библиотеки – это не что иное, как частный случай библиографического пособия.

Нет единодушия и среди библиографов, которые по-разному истолковывают состав и границы своей профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют прошедшие дискуссии и опыт подготовки государственных стандартов на библиографическую терминологию.

По каким же признакам следует отличать библиографические явления от небиблиографических? Выше в главе шестой на основе понятия “библиографическая информация” сформулирован общий принцип или критерий отграничения того, что относится к библиографии, от того, что к ней не относится.

Эта основа позволяет составить более широкие и четкие (по сравнению с традиционными) представления о составе и содержании библиографических элементов библиотечного дела. Вместе с тем ясно, что библиографические явления и процессы имеют место не только в библиотечном деле.

Выделив из приведенной на рис. 18 структуры интересующие нас объекты (библиотечное дело и библиографию), получим наглядное выражение соотношения, смысл которого в том, что в библиотечном деле есть его собственное библиографическое подразделение, являющееся в то же время особым организационно оформленным подразделением библиографии. Это подразделение было названо нами библиотечной библиографией.

В библиотечной библиографии, как и в любой другой, выделенной по аналогичному основанию (книготорговой, архивной и т. д.), осуществляются процессы библиографирования и библиографического обслуживания, являющиеся в сущности библиографическими и в то же время непосредственно библиотечными процессами.

Если исходить из того, что библиотековедение в самом общем смысле это наука о библиотечном деле, а библиографоведение – наука о библиографии, то реальное соотношение объектов изучения (библиотечного дела и библиографии) определяет и соотношение соответствующих научных дисциплин. Но отсюда следует, что библиотековедение и библиографоведение – не просто смежные или родственные, но и частично совмещающиеся научные дисциплины.

Иначе говоря, область совмещения библиотековедения и библиографоведения образует такой раздел научного знания, который можно квалифицировать как библиографическое библиотековедение (по отношению к библиотековедению) или библиотечное библиографоведение (по отношению к библиографоведению). Эта научная дисциплина имеет предметом изучения библиотечную библиографию и на равных правах входит в состав, как библиотековедения, так и библиографоведения. Различие состоит лишь в том, что в составе библиографоведения библиотечная библиография рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее специфической роли, задач, организации и методики в пределах библиографии, а в составе библиотековедения – с точки зрения ее специфической роли, задач и т. п. в рамках библиотечного дела.

Этот структурный дуализм в библиотечно-библиографической науке и практике существует объективно (хотя и не осознается достаточно четко многими библиотековедами и библиографоведами) и приводит, в частности, в сфере высшего библиотечного образования, с одной стороны, к значительному дублированию материала в библиотековедческих и библиографических учебных курсах, с другой – к неоправданному разрыву в учебном процессе единых по своему функциональному содержанию проблем каталогизации (классификации, предметизации, библиографического описания) и библиографирования документов.

Как же быть с библиотечным библиографоведением (библиографическим библиотековедением)? Где его законное место: в составе библиотековедения или библиографоведения? В этом пункте библиотековедение и библиографоведение совмещаются, поэтому условия для однозначного ответа на вопрос о включенности объективно отсутствуют, однако субъективно в каждом конкретном случае решение, очевидно, зависит от начальной “системы отсчета”, от того, с каких исходных общих позиций мы к нему подходим – библиотечных или библиографических.

Таким образом, простой и ясный, казалось бы, в своей наиболее общей форме вопрос о соотношении библиотечного дела и библиографии, библиотековедения и библиографоведения при ближайшем рассмотрении оказывается дискуссионным и нуждающимся в дальнейшей основательной разработке и широком обсуждении.

Библиография и научно-информационная деятельность. Библиографоведение и информатика

Научно-информационная деятельность, будучи по своему основному назначению научно-вспомогательной, возникла как внутренний механизм самой науки (как средство ее информационного самообеспечения), но вместе с тем эта деятельность не могла успешно развиваться вне традиционных библиотечно-библиографических учреждений, их фондов и методов. Однако проблема взаимоотношений этих видов деятельности трактовалась библиотековедами и библиографоведами, с одной стороны, и информатиками, с другой – далеко не одинаково.

Дело в том, что информатика как научная дисциплина в своем исходном пункте опирается на ряд особенностей, свойственных современному этапу развития науки и техники в условиях так называемого информационного кризиса, основные черты которого особенно отчетливо проявились в XX в. В частности, важную роль в развитии информатики сыграли количественные аспекты информационного кризиса – резко возросшие масштабы научных публикаций, затрудняющие первичную ориентацию в огромных документных массивах и потоках. С точки зрения информатики, эта сторона была осознана, прежде всего, как насущная потребность в механизации и автоматизации процессов, которые по своей сущности являются библиотечными и библиографическими, но которыми в этом аспекте ни библиотечная, ни библиографическая наука (в силу их исторически сложившейся гуманитарной направленности) никогда всерьез не занимались. Представители информатики, придя к этим проблемам как бы со стороны, не склонны были признать их библиотечно-библиографическими, считая, что информатика занимается чем-то принципиально новым, органически не свойственным библиотечному делу и библиографии. В этом и заключена главная причина сразу возникшего взаимного непонимания, противопоставления “традиционных” и “нетрадиционных” средств и методов информационного обслуживания, количественных и качественных подходов и т. п.

Сейчас положение изменилось. Длительные теоретические дискуссии, глубокое осмысление практического опыта информационного обслуживания привели к сближению позиций, выработке более согласованного понимания общего и специфического в рассматриваемых областях, хотя разногласия существуют, конечно, и сегодня.

Главным в этом плане является следующее.

Библиотечное и библиографическое дело, библиотековедение и библиографоведение опираются на готовые, исторически сложившиеся документарные формы источников знания и занимаются проблемами их использования в самых различных общественных целях (не только научных). Они не ставят перед собой задачу оптимизировать всю систему информационных коммуникаций и не интересуются проблемами движения информации, отсутствующей в документах (не зафиксированной на материальных носителях).

Научно-информационная деятельность и информатика рассматривают только информационные коммуникации науки, но взятые в целом, на всех уровнях и во всех формах (в том числе библиотечно-библиографических). Конечная цель здесь – максимально оптимизировать всю систему научных коммуникаций, привести ее в соответствие с потребностями современной науки.

В этом и состоит определенное совпадение и вместе с тем различие объектов и целей библиотечно-библиографической и научно-информационной науки и практики.

Формально соотношения между библиографической деятельностью, библиотечным делом и научно-информационной деятельностью в рамках образуемой ими особой системы можно представить графически (рис. 21).

3.1 Библиотеки и их справочный материал

Новые информационные технологии заняли прочное место в обществе и оказали свое бесспорное воздействие на все сферы человеческой деятельности. Чем бы не занимался человек, специалистом какой области знаний не являлся бы, он должен хорошо знать, как ему ориентироваться в огромном информационном пространстве. Библиотекари в силу специфики своей профессии знают, как огромно поле этого пространства было и тогда, когда компьютерные технологии еще не затронули сферу информации. В настоящее время информационное пространство, окружающее каждого человека, стало практически безграничным. Можно говорить о том, что это информационное пространство, стало метасистемой, в которой не зависимо от своего желания пребывает всякий современный человек вообще и библиотека как информационное учреждение в частности. Для того, чтобы жить и работать в этой метасистеме, уметь обращаться к ней и извлекать полезную информацию в практически безграничном пространстве мы должны сформировать для себя новый тип культуры - информационную культуру. Огромная роль в ее формировании принадлежит вузовской библиотеке в частности библиотеке нашего вуза.

Цель занятия - знакомство с организацией информационного обслуживания и информационными ресурсами НТБ ФГБОУ ВПО «КемТИПП». Организация информационного обслуживания читателей в вузе в современных условиях базируется на внедрении новых информационных технологий. Под новыми информационными технологиями понимаются процессы получения, накопления, хранения, поиска, обработки и передачи информации в цифровом виде с использованием мультимедийных средств. Внедрение информационных технологий в библиотеке привело к автоматизации основных технологических процессов (от заказа книги в отделе комплектования до ее выдачи читателю) и к созданию электронной библиотеки.

Электронная библиотека – цифровая библиотека, вид автоматизированной информационной системы, в которой полнотекстовые и мультимедийные документы хранятся и могут использоваться в машиночитаемой (электронной) форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения.

Электронные ресурсы - электронные данные (информация в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном ресурсе.

В зависимости от режима доступа электронные ресурсы делят на ресурсы локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер) и ресурсы удаленного доступа (с информацией на винчестере либо других запоминающих устройствах или размещенной в информационных сетях, в Интернете).

Материалы, содержащиеся в электронных ресурсах локального и удаленного доступа, считаются опубликованными.

Электронный документ – совокупность данных в памяти вычислительной системы, предназначенных для восприятия человеком с помощью соответствующих программных и аппаратных средств. Электронные документы бывают пакетными и сетевыми:

пакетные документы – это оптические компакт-диски, представляющие собой электронные издания (классическая литература, редкие книги, энциклопедии, базы данных, компьютерные программы и т. п.).

сетевые документы – это текстовая и др. информация, предоставляемая в электронных сетях, зафиксированная на жестком диске. Она может видоизменяться.

Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

База данных (БД) – набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машиночитаемом носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

Для полного овладения возможностями библиотеки далеко не достаточно просто ознакомиться с правилами пользования библиотекой. По словам современного философа М.А. Лифшица, «нельзя все знать, но можно и должно знать, где что лежит, в каком направлении двигаться, чтобы иметь нужное знание». Библиотека предоставляет читателям средства и способы для ориентирования в книжном фонде. Для этого в библиотеке создается справочно-поисковый аппарат (СПА).

Справочно-поисковый аппарат библиотеки является средством раскрытия содержания фонда библиотеки и оказания помощи в подборе книг. СПА объединяет электронный каталог и традиционный каталог, а также электронные базы данных с помощью соответствующих программных средств, обеспечивает выход в открытое информационное пространство.

Электронный каталог (ЭК), включая в себя возможности алфавитного и систематического традиционных каталогов, при поиске литературы имеет неоспоримые преимущества. Электронный каталог - это машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном времени и предоставленный в пользование читателям. Электронный каталог обеспечивает одновременный многоаспектный оперативный поиск. Он вобрал в себя функции традиционных каталогов: учетную, информационную и поисковую. Электронный каталог дает принципиально новые возможности поиска по сравнению с традиционными библиотечными каталогами. В него можно зайти с Web- сайта нашей библиотеки (http://ntb.kemtipp.ru)

Электронный каталог НТБ ФГБОУ ВПО «КемТИПП».

Ведется с 2004 года. В электронный каталог вносят все виды и типы поступивших документов, поставленных на учет в НТБ.

Условные обозначения, применяемые в описаниях документов для электронного каталога:

Охф - отдел хранения фондов;

Аб.науч.лит. - абонемент научной литературы;

Аб. учеб. лит. - абонемент учебной литературы;

Аб. худ. лит. - абонемент художественной литературы;

Счз - студенческий читальный зал;

Чзп - читальный зал преподавателей.

БД – Пищевая промышленность

Ведется с 2005 г. Наполняемость – аналитическая роспись периодических изданий по пищевой промышленности (45 изданий).

Наполняемость - аналитическая роспись всех диссертаций и авторефератов диссертаций, хранящихся в НТБ.

БД – Высшая школа

Ведется с 2005 г. Наполняемость - аналитическая роспись периодических изданий (27 изданий), аналитические обзоры НИИ высшего образования, книги по проблемам высшей школы.

БД – Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Ведется с 2010 г. Наполняемость – аналитическая.

В разделе «Электронные научные ресурсы» представлены ссылки на учреждения науки и образования (вузы и научные институты, отечественные и зарубежные библиотеки, библиографические базы данных, электронные библиотеки, органы научно-технической информации, издательства), на зарубежные и отечественные ресурсы по профилю вуза (русскоязычные и зарубежные электронные журналы, поисковые системы, другая информация.

Справочно-библиографический фонд (СБФ) - это часть СПА, включающая издания и материалы, содержащие разнообразную информацию и необходимые для осуществления всех процессов библиографической деятельности библиотеки. В состав СБФ из общего фонда библиотеки выделяются:

Официальные периодические и непериодические издания (Собрание законодательства РФ, сборники, содержащие тексты официальных документов: указы Президента РФ, законы, постановления Правительства РФ). БД по правовой тематике (полнотекстовые и библиографические), среди которых особенно популярны «КонсультантПлюс», «Кодекс», БД регулярно пополняются текстами законодательных актов федерального уровня, издания органов научно- технической информации ВИНИТИ,

Справочные издания различного целевого назначения - энциклопедии, справочники, словари, путеводители и т.д.

Основная часть справочно-библиографического фонда находится в научно-библиографическом отделе, справочные издания имеются также в читальных залах и на абонементах библиотеки

В фонде есть издания ВИНИТИ:

Реферативные журналы.

Реферативный журнал Всероссийского института научной и технической информации (РЖ ВИНИТИ) – крупнейшее информационное издание мирового значения. Это как бы визитная карточка ВИНИТИ. Задача журнала – максимальный охват научной литературы и возможно более подробное раскрытие ее содержания. РЖ отражает все виды публикаций (книги, статьи, диссертации, рецензии, патентные описания), выходящих на многих языках мира.

Реферативный журнал ВИНИТИ – это периодическое издание, в котором публикуются рефераты, аннотации, библиографические описания книг и статей из журналов и сборников, материалов научных конференций, депонированных научных работ и других научно-технических изданий (в том числе и зарубежных). Реферативный журнал в печатной форме состоит из более 200 выпусков по различным тематическим областям науки и техники, которые объединяются в сводные тома. РЖ в печатной форме выходят ежемесячно, хранятся в читальном зале периодических изданий.

Еще одним из видов СПА являются справочные издания.

Справочные издания предназначены для быстрого получения каких-либо сведений научного, прикладного, познавательного характера. Текст этих изданий упорядочен в алфавитном или систематическом порядке. Наибольшее значение имеют энциклопедии и энциклопедические словари.

Энциклопедия - справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии. В зависимости от объема энциклопедии делятся на большие (несколько десятков томов), малые (10–12 тт.), краткие (4–6тт.) и 1–3-томные, обычно называемые энциклопедическими словарями.

Словарь - справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными; систематизированное в алфавитном, тематическом порядке или по какому-либо другому признаку. Словари выполняют две функции: нормативную (фиксируя значения и употребление слов, способствуют совершенствованию и унификации языка как средства общения) и информативную (позволяют кратчайшим путем приобщиться к накопленным знаниям). В соответствии с этим словари разделяются на две группы - филологические и терминологические. Среди филологических словарей - словари русского языка, иностранных слов, толковые. Терминологические словари подразделяются на комплексные (межотраслевые, отраслевые) и специализированные (по отдельным специальностям, тематические).

Справочник - справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

На протяжении всего процесса обучения студенты выполняют большое количество рефератов, курсовых работ, курсовых проектов и завершающим этапом обучения является дипломный проект.

Составление списка используемой литературы . Список литературы является необходимой структурной частью любой научной работы (опубликованной и неопубликованной): монографии, диссертации, научной статьи, а также курсовой или дипломной работ и т.д. Он включает литературу, используемую при подготовке текста: цитируемую, упоминаемую, а также имеющую непосредственное отношение к исследуемой теме. Полнота списка зависит от тщательности сбора публикаций. Правильно составленный и грамотно оформленный список свидетельствует о том, насколько автор знаком с литературой по теме исследования.

Библиографический список представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей и является библиографическим пособием. Библиографический список помещается после основного текста работы.

При подборе материала для списка используемой литературы возможны различные способы расположения библиографических описаний:

алфавитный;

хронологический;

систематический;

в порядке первого упоминания публикации в тексте и др.

Самым распространенным способом является алфавитный , т.е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана). Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев – по алфавиту инициалов. При перечислении работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз, не заменяя прочерками. Алфавитный способ можно использовать, когда список невелик по объему и касается узкого вопроса. В одном ряду не следует смешивать разные алфавиты (русский, латинский).

В хронологическом порядке материал располагается по годам публикаций, а в каждом году - по алфавиту авторов или названий книг. Хронологический порядок позволяет показать историю изучения какого-либо вопроса. Расположение материала в обратном по времени порядке рекомендуется для работ, в которых основное внимание уделено современному состоянию вопроса.

При систематическом расположении литературы библиографические описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше устанавливать в соответствии с главами рукописи или важных проблем темы. Литературу общего характера, относящуюся к теме в целом, целесообразно выделять в особый раздел.

Расположение литературы в порядке первого упоминания в тексте используется довольно часто. Однако такое расположение делает список трудным для использования, т.к. в нем сложно просмотреть охват темы, по нему трудно проверить, на какие работы данного автора есть ссылки в материале. Список, составленный таким образом, будет неполным, так как включает только литературу, упоминаемую и цитируемую в тексте, и не отражает других использованных работ.

Примеры библиографического описания документов на сайте НТБ (http://ntb.kemtipp.ru) в рубрике «Библиографическое описание документов».

3.2. Методы поиска информации

Практическая часть занятия : поиск литературы по электронному каталогу. Для этого необходимо зайти на сайт нашей библиотеки и открыть базу данных «Электронный каталог».

Меню «Вид поиска» предоставляет различные возможности поиска, самый простой из которых – «Стандартный», именно на него программа открывается по умолчанию. Область поиска включает следующие поисковые критерии:

Ключевые слова;

Заглавие;

Год издания.

Выбрав необходимую «Область поиска», нужно ввести запрос в поле: автора, заглавие или год издания источника, ключевое слово или словосочетание по теме (например: «Сыроделие») - затем нажать «Поиск». Результат выглядит следующим образом

Начало формы

Доп.точки доступа:
Гудков, С.А. \ред.\
Экземпляры всего: 7
Свободны: аб.науч.лит. (1), аб.науч. лит. (3), счз (1), чздп (2)
Найти похожие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия библиографии как структуры, упорядочивающей пространство информации и знания с целью ориентации в нем. Познавательная, информационная и социально-коммуникационная функция библиографии, закономерности развития и проблема эволюции науки.

    реферат , добавлен 21.08.2011

    Сущность и содержание информации, оценка ее роли и значения в современном обществе, классификация, типы. Противоречия между ограничениями возможностей человека по восприятию и потреблению информации и ростом информационного потока. Значение библиографии.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    Сущность и этапы развития библиографии, современные научные представления о ней. Структура и основные элементы библиографической информации, ее форма и варианты графического образа записи, функции и свойства, роль в системе социальных коммуникаций.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2009

    Направления развития мировой библиографии в связи с изобретением книгопечатания. Первые каталоги книготорговой библиографии, укрепление "запретительной библиографии". "Универсальная библиотека" Геснера и создание универсальных ретроспективных указателей.

    реферат , добавлен 22.08.2011

    Отраслевая, краеведческая и текущая библиография. Организационно-оформленные подразделения (виды) библиографии. Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения. Основные требования к ретроспективному библиографическому пособию.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Роль истории в современном и перспективном развитии библиографии, ее особенности, тенденции и достижения. Первая библиотека на Руси. Роль Академии наук Петербурга в становлении отечественной библиографии. "Российская ученая история" епископа Дамаскина.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    История становления библиографии в Древнем мире: использование идеографических символов для фиксирования информации, зарождение алфавитного письма, создание первых библиотек в Греции. Специфика книгособирательной деятельности в период Средневековья.

    1. Историческая библиография как часть исследовательского процесса.

    2. Этапы развития исторической библиографии.

    3. Типы библиографических указателей по истории.

    4. Ретроспективный поиск.

    5. Оформление библиографического аппарата.

    I. Поиск источников и ли­тературы требует значительных затрат времени. С этим просто нельзя было бы справиться, если бы не пришла на помощь историческая биб­лиография, которая разработала особые приемы и методы поиска, создала библиографические пособия. В последние годы в нашей стране и за рубежом создана система научной информации по общественным наукам, в том числе и по истории, которая помогает исследователю рационализировать свою работу, сократить время поиска, обеспечить необходимую полноту собранных материалов, сделать труд более плодотворным и оперативным.

    Исто­рическая библиография - вспомогательная историческая дисциплина, предметом которой является разработка приемов и методов поиска, библиографического описания, целевого отбора, научной систематиза­ции источников и литературы и передачи полученной информации ис­следователю.

    Историческая библиография является частью исследовательско­го процесса, порождена развитием самой науки и отражает развитие науки. Историческая наука определяет проблематику, содержание и структуру исторической библиографии. В то же время историческая библиография оказывает влияние на развитие исторической науки, выполняя ряд важных функций.

    Прежде всего, это поисковая функция - определение приемов и методов разыскания источников "и литературы по определенной теме. Вторая функция - оценочная : отбор из огромного количества разы­сканных материалов наиболее значимого в научном отношении и соот­ветствующего теме поиска. Третья функция - систематизирующая : приведение выявленной и отобранной литературы в определенную си­стему, соответствующую структуре самой науки. Наконец, четвертая функция - коммуникативная : сообщение историку систематизирован­ной информации в виде различных пособий.

    Историческая библиография развивается на стыке с двумя специ­альными историческими дисциплинами - источниковедением и исто­риографией.

    Источниковедение включает в себя источниковедческую эвристи­ку, т. е. разыскание источников. Именно библиография и помогает ре­шать эту задачу, устанавливать различные издания источников, система­тизировать их.

    Историческая библиография тесно связана с историографией, изу­чающей историю исторической науки. Отражая вновь вышедшую ис­торическую литературу или накопившуюся за ряд лет, историческая библиография дает основной материал для историографического ана­лиза. Со своей стороны, историография помогает библиографу оценить те или иные работы, ориентироваться в исторической литературе.



    Основные библиографические понятия. Историческая библиогра­фия отражает развитие исторической науки, она не должна и не мо­жет обособляться от последней. Но в отличие от исторической науки библиография имеет дело не с самим научным знанием, а с отражени­ем последнего в произведениях печати и поэтому зависит от развития книгоиздательского дела, библиографии вообще.

    Библиография - научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Основ­ным результатом библиографической деятельности является создание: библиографического пособия. Библиографическое пособие - упоря­доченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. Оно составляется либо историком, либо профессиональным библиографом, работающим в библиотеке или науч­ном учреждении. Существует множество типов библиографических пособий. Укажем лишь три наиболее важных.

    Библиографический список - пособие с простой структурой. Та­кие списки публикуются в виде приложения к книге, диссертации. Автором выступает историк.

    Библиографический указатель - пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления и т. д. Составляется коллективом библиографов под ре­дакцией историков. Часто издается отдельной книгой, посвящен раз­делу науки.

    Библиографический обзор - пособие, представляющее собой связ­ное повествование о документах - книгах и статьях по определенной научной теме. Публикуются также историографические обзоры, кото­рые отличаются от библиографических более глубоким анализом науч­ной литературы. Эти обзоры несут большую библиографическую ин­формацию, что позволяет их рассматривать наряду с библиографиче­скими.



    По своему целевому назначению библиографические пособия могут быть учетно-регистрационными , учитывающими выпускающуюся в стра­не печатную продукцию; научно-вспомогательными , рассчитанными на научных работников; наконец, рекомендательными , которые при­званы содействовать образованию, воспитанию и пропаганде знаний среди широких кругов населения.

    В рекомендательных указателях литература тщательно отбирается с учетом подготовки читателя. Студент сначала пользуется подобными пособиями, но по мере углубления специализации переходит к научно-вспомогательной библиографии.

    Библиография делится на текущую и ретроспективную . Периоди­ческие издания, информирующие о новой литературе по специальности, относятся к текущей библиографии, которая должна удовлетворять требованиям полноты, регулярности и оперативности. Если то или иное издание запаздывает в учете литературы, оно теряет функции текущей библиографии.

    Ретроспективные библиографические пособия отражают литера­туру по определенной проблеме, изданную за определенный период. Подобное пособие может стать заметным явлением в науке, если в нём собрано все ценное и систематизировано в соответствии со струк­турой науки.

    Библиографы выделяют перспективную библиографию, содержа­щую информацию о выходящей в ближайший год научной литературе. Это тематические планы издательств. Зная о готовящемся издании, можно избежать дублирования тематики, скоординировать исследова­ния, заранее заказать книгу.

    Существует персональная библиография, которая имеет своим объектом произведения одного лица и литературу о нем, например, указатели о крупных исто­риках.

    Историк часто обращается к краеведческой библиографии, кото­рая имеет дело с литературой, посвященной отдельной местности, краю, городу, или страноведческой - об отдельной стране. Эта библиография не является «чисто» исторической, хотя там есть и разделы по исто­рии. В ней собраны материалы по экономике, культуре и другим сфе­рам общественной жизни. В современных условиях развития комплекс­ного подхода к изучению исторических проблем подобного рода ука­затели имеют особое значение. Они позволяют историку учитывать достижения смежных общественных наук.

    В последние годы для подготовки библиографических пособий все чаще применяется вычислительная техника. К числу относительно новых видов указателей относятся пермутационные указатели . Они основаны на выделении из заглавий пуб­ликаций «ключевых» слов, из которых составляется поисковая колон­ка; «ключевые» слова выделяется «автоматически». Второй тип - указатель ци­тированной литературы . В нем под фамилией авторов приводятся све­дения о работах, содержащих ссылки на публикации этих авторов. Эти указатели используются для поиска работ по теме и изучения меж­отраслевых связей ученых. Пока эти указатели применяются чаще в естественных и технических науках, реже в гуманитарных. Позже в рамках других курсов будут разбираться специальные компьютерные поисковые методики.

    Историческая библиография имеет дело с различными видами на­учных публикаций по истории: с книгами, статьями, рецензиями. Их разыскание и систематизация возможны только в том случае, если все они будут иметь унифицированное библиографическое описа­ние.

    Библиографическое описание - это необходимый минимум сведений о произведении печати, причем элементы этого описания распола­гаются в строго установленном порядке. Важное значение имеют раз­делительные знаки: точка, запятая, двоеточие, косые черты, скобки они ставятся не произвольно, а в определенном порядке. Встречающие­ся сокращения отдельных слов в описании делаются в соответствии с ГОСТом.

    История библиографического описания насчитывает не одно сто­летие. Она начинается с возникновением письменности, но приобрета­ет особое значение с изобретением книгопечатания. К концу XVII в. появляются указатели, в которых описания располагаются в алфавит­ном порядке фамилий авторов и названий книг. Нормой стало выде­ление фамилии автора как первого элемента описания и описание за­главия по титульному листу. Указывается издатель, год и место изда­ния. Первый национальный свод правил каталогизации был составлен революционным правительством Франции в конце XVIII в. В России первая инструкция появилась в 1809 г. Значительный шаг вперед был сделан в 1841 г. в связи с составлением каталога Британского музея. К началу XX в. сложились англо-американская и прусская системы описания, которые существуют и сегодня, правда, наблюдается тенден­ция к сглаживанию различий и унификация описаний.

    В нашей стране в конце 20-х - начале 30-х годов выходили спе­циальные инструкции, позднее - ГОСТы. Правила библиографического описания долгое время определялись Государственным общесоюзнымстандартом: Библиографическое описание документа. Общие требования и прави­ла составления. ГОСТ 7.1.84. М., 1984. Ныне действует ГОСТ 7.1 – 2003.

    Наиболее полным считается описание произведений печати на ка­таложных карточках и в изданиях Книжной палаты. Более сокращенным, при котором опускаются некоторые элементы описания, оно применяется в научных статьях и книгах. В ГОСТе есть специаль­ный раздел, где определены правила сокращенного библиографического описания. С элементами подобного описания мы и познакомимся несколько позднее.

    II. Разнообразный фактический материал по данному вопросу достаточно полно представлен в тематических монографиях, учебниках и статьях. В качестве примера можно выделить следующее издание: Парфёнов И.Д. Основы исторической библиографии. Учебное пособие. М., Высшая школа. 1990. -111 с.

    При изучении этапов развития исторической библиографии целесообразно обратить внимание на ряд моментов.

    Первой исторической библиографией стала «Историческая библиотека», изданная пастором П. Болдуаном в Лейпциге в 1620 г.

    Самым крупным явлением в библиографии ХУ111 в. Стала «Историческая библиотека Франции» Жака Лелонга, библиотекаря монашеской сегрегации. Она содержала 18 тыс. описаний книг.

    Во Франции 15 мая 1791 г. Была издана инструкция по описанию книг. Аббат Грегуар, глава Комитета общественного спасения, высказал идею создания сводного каталога всех французских книг и написания истории Франции с революционных позиций.

    Юрист, историк и библиограф А.Камю выступил с докладом 27 мая 1796 г. В Национальном институте наук и искусств, в котором развил идею о том, что библиография д.б. рассчитана не на собирателей книг, а на учёных.

    В начале ХХ в. появляется первое руководство по исторической библиографии, подготовленное известным французским историком-позитивистом Ш. Ланглуа.

    Вторая попытка создания руководства связана с именем Пьера Карона, крупного историка и библиографа. Совместно с Г.Бриером он издал 11 выпусков «Систематического указателя по новой и современной истории Франции» (с 1500 г. до нач. ХХ вв.), включившего 45 тыс. описаний книг и статей, опубликованных с 1898 по 1913 гг.

    В России первая (на проблему «первоавторства» существуют разные точки зрения) историческая библиография была составлена сотрудником Академии наук, датчанином по происхождению, Адамом Селлием (1679 – 1745). Его «Каталог книг писателей сочинениями своими объясняющими гражданскую и церковную российскую историю» был издан на латинском языке в 1736 г. и переведён на русский язык в 1815 г. (164 работы).

    В России в 1759 г. создаётся первое историческое общество В.Крестинина (по данному вопросу есть и другие точки зрения).

    Саамам крупным изданием второй половины ХУ111 в. в области исторической библиографии был «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772 г.), изданный Н.И.Новиковым, в который были включены несколько десятков имён русских историков с Х по ХУ111 вв.

    Выдающимся памятником русской национальной библиографии явился «Опыт российской библиографии» В.С.Сопикова – книгоиздателя, помощника библиотекаря Публичной библиотеки. Более 13 тыс. книг и журналов, изданных со времени начала книгопечатания до 1813 г. отражены в его 5-ти тт. указателе, опубликованном в 1813 – 1821 гг.

    В начале Х1Х в. в 1804 г. создаётся Московское общество истории и древностей российских, которое с 1846 г. начинает выпускать первый исторический журнал «Чтения в обществе истории и древностей российских».

    В 30-40-е гг. Х1Х в. создаются исторические кафедры в университетах, историко-филологическое отделение в Академии наук, в 1846 г. – Русское археологическое общество.

    В 1838 г. известный историк А.Д.Чертков опубликовал каталог своего книжного собрания «Всеобщая библиотека России» (собраны описания книг, рукописей, периодических изданий с ХУ по первую половину Х1Х в., более 4 тыс. записей).

    В 1866 г. создаётся Императорское русское историческое общество, в 1877 г. – Общество любителей древней письменности, в 1895 г. – Общество ревнителей русского исторического просвещения, в 1889 г. – Историческое общество при Петербургском университете…

    Среди видных специалистов в области исторической библиографии второй половины Х1Х в. : А.А.Куник, П.П. и Б.П. Ламбины, В.Л.Межов и др…

    111. Историк получает ценную библиографическую информацию преж­де всего из исторических сочинений, с которыми он знакомится. Обыч­но книга по истории содержит библиографический аппарат: сноски и ссылки на использованную литературу, а в конце книги прилагается список использованных автором источников и литературы по теме этой книги. В научной статье также имеются ссылки и сноски, по кото­рым можно определить круг материалов, использованных автором.

    Но кроме подобных списков источников и литературы, имеющих­ся в самом историческом произведении, существуют и отдельно издан­ные библиографические указатели по отдельным отраслям и разделам науки. Они составляются, как правило, библиографами на материалах крупнейших книгохранилищ страны. Во всем мире их опубликовано несколько тысяч. Исследователю они оказывают огромную помощь, и нужно уметь пользоваться этим богатством.

    Существуют несколько типов отдельно изданных библиографиче­ских указателей. Первый тип - указатели литературы по всемирной истории в целом . Они часто носят выборочный характер, так как просто невозможно под одной обложкой собрать всю изданную литературу по всем разделам истории за несколько сот лет. Подобные указатели в основном рассчитаны на начинающих исследователей, фиксируют лишь наиболее существенные публикации. Такова библиография к «Всемирной истории», изданной в нашей стране. Во многих других стра­нах изданы путеводители по исторической литературе.

    Указатели по отдельным периодам всемирной истории . В нашей стране изданы указатели литературы по древнему миру, средним векам и по новой истории. За рубе­жом издано немало указателей, путеводителей по истории древнего мира и средних веков. Среди них следует отметить фундаментальные указатели к изданным в Англии «Кембриджским историям» - антич­ности, средних веков, новой истории. Сложнее обстоит дело с указате­лями по новейшей, или, как ее называют на Западе, «современной» истории. Слишком велик географический охват исторических процес­сов и неисчислима изданная литература, чтобы можно было собрать это все даже в серии указателей.

    Указатели, охватывающие историю отдельных стран . Как правило, они составляются в тех странах, истории которых посвящены. Так, в СССР издавался многотомный указатель по истории. В Англии и США подобные указатели выпускаются сериями, каждый из указа­телей посвящен определенному периоду. Эти указатели обычно вклю­чают всю имеющуюся научную литературу по всем разделам истории страны, и в этом их особое значение.

    Указатели по истории отдельных местностей. Для историков нашей страны это история краев и областей, отдельных городов. Нередко эта отрасль исторической науки носит название „локальной" истории. Издаются библиографии по истории от­дельных графств в Англии, штатов в США, земель в ФРГ, истории круп­ных городов Нью-Йорка, Парижа, Лондона и других.

    Тематические указатели по истории отдельных событий и проблем . В отечественной библиографии это указатели по истории гражданской войны, Великой Отечественной войны и другим важнейшим событиям на­шей истории. В зарубежной историографии - по истории французской буржуазной революции конца XVIII в., гражданской войны в США и т. д.

    Указатели по отдельным отраслям науки . Отдельно издаются ука­затели по экономической и социальной истории, истории культуры, религии и церкви, истории общественной мысли. В СССР были из­даны библиографии по истории рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.

    Указатели источников. В названных типах указателей источники и литература собраны вместе. Однако существуют и изданные отдельно библиографии источников: общего характера, отдельных тем, периодов и отдельных видов источников. Изданы указатели документальных публикаций по истории 1917 года и гражданской войны, периода восстановления народного хозяйства, библиография листовок и прокламаций русских социал-демократов, большевистской печати… За рубежом изданы указатели средневековых картуляриев, статистических публикаций и другие.

    Указатели по вспомогательным историческим дисциплинам . В СССР(далее в России) эта библиография публиковалась в сборнике «Вспомогательные истори­ческие дисциплины». За рубежом издано немало пособий по нумизма­тике, генеалогии, хронологии.

    Указатели по истории исторической науки . Этот тип указателей получил особое развитие в последние десятилетия. Ещё в 80-е годы были изданы два тома: один - по русской историографии дореволюционного периода, вто­рой - по советской историографии. В США изданы весомые указатели, например, по методологии и по историографии науки.

    Библиография трудов отдельных историков. Персоналия - важ­ный резерв для подбора литературы по той или иной теме. Обычно она публикуется в связи с юбилейными датами в жизни историка в журналах и сборниках статей. Крупным историкам посвящены специ­альные указатели их трудов и литературы об их творчестве. Изданы биобиблиографические словари, в которых приводятся данные о месте работы, основных трудах этих исследователей. Подобные словари изда­ны в США и Франции. Кроме того, сведения о зарубежных историках можно почерпнуть в национальных биографических словарях и спра­вочниках «Кто есть кто».

    Указатели содержания исторических журналов . Однако историческая библиография, другие средства научной ин­формации не освобождают исследователя от самостоятельной библио­графической работы. Историк занимается зачастую относительно узкой темой. В последних же номе­рах журналов за текущий год публикуется перечень всех материалов, опубликованных за год. Кроме того, публикуются указатели к отдель­ным журналам за ряд лет. Есть указатели к некоторым зарубежным журналам. Но в целом этот тип указателей развит недостаточно.

    Указатели изданий исторических научных обществ и учреждений. Этот тип, как и предыдущий, не является сугубо историческим, но имеет важное значение. Зная, где работал тот или иной историк, можно разыскать его исследования, его коллег и учеников. Каждый инсти­тут системы Академии Наук, университеты периодически публикуют свод­ные списки опубликованных монографий, статей.

    Методика ознакомления с указателями . Мало знать о существовании указателя, который вас интересует, необходимо извлечь из него нужную информацию, суметь разыскать необходимые источники и литературу, не пропустив важного. Очень часто, взяв в руки указатель, студенты не мо­гут им воспользоваться. Конечно, здесь нужна практика. Но некоторые предварительные замечания могут помочь в этой работе.

    Прежде всего, следует внимательно ознакомиться с титульным листом. Там указана тема, по которой собраны источники и литература. Сравнив ее со своей темой, нужно определить, насколько они совпадают и насколько различаются. Затем следует уточнить хронологические рамки исторического периода, которому посвящен указатель. Здесь же, на титульном листе, указано, за какой период учтена литература.

    После этого надо внимательно прочесть введение. Авторы указы­вают, по каким принципам они подбирали литературу: территориаль­ным, хронологическим, языковым. Очень важно понять, какие библио­течные фонды они обследовали, какие изучили журналы и библиогра­фические источники, например: включались ли статьи из сборников, диссертации, авторефераты последних или депонированные работы. Если в данном указателе подобных работ нет, исследователь разыщет их по другим источникам.

    Во введении к указателю формулируются основные принципы его структуры. Следует внимательно изучить оглавление. Если этого не сделать, можно пропустить много ценных материалов.

    Наиболее распространенной ошибкой при работе с указателями, является стремление просмотреть только тот раздел, который прямо отвечает теме, не заглядывая в общий и смежные отделы. В этом случае можно пропустить немало интересного и важного материала.

    Имея дело с зарубежными указателями, нужно иметь в виду, что там принята иная периодизация - «по королям». Например, в истории Великобритании выделены эпохи Тюдоров, Стюартов, Викторианскаяэпохи. Поэтому часто приходится просматривать «смежные» эпохи, чтобы собрать материал, например, по промышленной революции по­следней трети XIX в.

    В этих указателях принято тематическое построение: на первом плане политическая, административная, затем социальная и экономиче­ская история. Зачастую социальная и экономическая выносятся в от­дельные указатели. Поэтому, чтобы комплексно изучить тему, нужно просмотреть ряд смежных указателей.

    Работая с указателем, обращайте внимание на приемы библиогра­фического описания. Часто применяются сокращения слов, названий журналов, превращающие указатель в ребус. Следует внимательно изучить список сокращений, который поможет расшифровать запись. В конце имеются вспомогательные указатели - алфавитный, географический, иногда предметный. Ими можно пользоваться для наведения справок, но это не снимает с исследователя задачи внимательно про­смотреть весь указатель.

    IУ. Библиографы давно разрабатывают методику библиографического поиска, ищут наиболее оптимальные методы. Еще Ш. Ланглуа, автор первого руководства по исторической библиографии, писал, что «изучить библиографию - изучить пользование библиографическими ин­струментами».

    В основном используются два метода - сплошной и выборочный. При сплошном последовательно просматриваются все пособия, в ко­торых может оказаться информация. Способ надежный, сводящий пропуски до минимума, но требующий больших затрат времени.

    Исследователи чаще используют выборочный, или концентрический, метод. В этом случае поиск ведется по прикнижным библиографиям с привлечением библиографических пособий.

    Библиографический поиск состоит из следующих основных этапов. Начинается он с работы в каталогах и картотеке библиотеки. В выяв­ленной литературе обследуется прикнижная библиография.

    Затем историк выясняет, какие библиографические пособия су­ществуют по его проблеме, обращаясь к библиографии исторической библиографии, т. е., как ее называют библиографы, к библиографии второй степени.

    Следующий этап - обращение к универсальной библиографии, ко­торая помогает разыскать литературу, не вошедшую в исторические указатели. Например, литература, отраженная в указателе, кончается 1965 годом. В таком случае универсальную библиографию по разделу «История» надо просматривать, начиная с 1965 г.

    Историк широко привлекает справочные материалы, словари, эн­циклопедии, используя библиографическую информацию, которая содержится в этих изданиях. Наконец, просматривается библиогра­фия по смежным общественным наукам. Например, работая по исто­рии общественной мысли - по философии, политической истории, иссле­дователь изучает юридическую библиографию и т. д.

    Такова примерная схема ретроспективного поиска. Иногда по­следовательность действий может быть иной, но все необходимые этапы должны быть пройдены. И на всех этапах вновь и вновь приходится обращаться к прикнижной и пристатейной библиографии - каждая найденная книга или статья становится ценным источником информа­ции. Главное - не пропустить ничего важного, существенного.

    Работа с каталогами и картотеками библиотек. Каталоги и карто­теки библиотек состоят из карточек. На них в соответствии с правилами библиографическогоописания помещены сведения об авторе, названии, месте и годе публикации научного труда. На каждую книгу, хранящуюся в библиотеке, заведена карточка. На карточке указан инвентарный но­мер, под которым она хранится в библиотеке. Инвентарный номер облегчает поиск книги. Поэтому, выписывая название книги, нужно указывать и инвентарный номер.

    Работая с каталогами, приходится иметь дело только с той лите­ратурой, которая есть в данной библиотеке, в отличие от библиографи­ческих пособий, в которых собирается вся литература, независимо от места хранения. Часто исследователь работает в нескольких библио­теках. Наиболее полные коллекции источников и литературы сосре­доточились в Москве в Государственной публичной исторической биб­лиотеке, Российской Государственной библиотеке, Всероссийской Государственной библиотеке иностранной литературы, в Институте научной информации по общественным наукам; в Санкт-Петербурге - в Российской Национальной библиотеке, Библиотеке Ака­демии наук и др. Каждый академический институт, университет, педа­гогический институт имеет научные библиотеки. Начинать работу над темой следует в библиотеке своего вуза или города, а литературу, хра­нящуюся в библиотеках других городов, следует выписывать по меж­библиотечному абонементу.

    Каждая библиотека имеет свой систематический каталог. Нужно, прежде всего, ознакомиться с его схемой. Так, при десятичной системе классификации весь книжный фонд делится на 10 разделов. История – 9-й раздел. Каждая отрасль знания подразделяется на отделы, которые в свою очередь дробятся на подотделы. При этом каждый подраздел имеет условное обозначение - индекс, помогающий ориентироваться в схеме. Главный принцип каталога - отделы и подотделы располага­ются от общего к частному.

    Внутри рубрик карточки расположены по годам издания в обратно-хронологическом порядке: самая новая литература - на первом плане. В пределах года карточки расставлены в алфавитном порядке фамилий, авторов. Сначала литература на русском языке, затем - народов СНГ и, наконец, литература на иностранных языках (в алфавите языков).

    К систематическому каталогу имеется алфавитно-предметный указатель, пользуясь которым можно найти индекс нужного подразде­ла. Следует просматривать и другие разделы каталога, где может оказаться историческая литература, «Экономика», «Политология» и т.д.

    Предметный каталог позволяет быстрее найти литературу по конкретному вопросу, но следует обязательно выявить как можно больше предметных слов, чтобы полнее подобрать лите­ратуру.

    Алфавитный каталог, имеющийся в каждой библиотеке, содержит перечень всех книг, расположенных в едином алфавите на русском ими иностранных языках. Если авторы имеют одинаковые фамилии, карточки располагаются по алфавиту имен и отчеств. Когда у одного автора несколько книг, карточки на них расположены в алфавите названий. Если книга имела несколько изданий, то карточки располага­ются в обратно хронологическом порядке.

    Кроме каталогов существуют различные картотеки. Картотека журнальных статей составляется на основе карточек, издаваемых Книжной палатой, и формируется по классификации, принятой в изданиях палаты.

    Исследователи часто пользуются краеведческой картотекой, если занимаются историей города, области, региона. Такие картотеки ведутся в областных библиотеках и библиотеках вузов. Существуют и другие виды карточек. Поэтому, начиная работать в библиотеке, историк дол­жен ознакомиться с существующими каталогами и картотеками.

    Работа с прикнижной и пристатейной библиографией . Разыскав книгу или статью, нужно выписывать указанную в сносках литературу. Кроме того, в книгах часто прилагается список использованных автором источников и литературы. Прочитав книги и статьи, указанные там, из них вновь выписывают названия книг и статей. Так собирается не­обходимая литература.

    Библиографы традиционно, начиная с 20-х годов, критикуют исто­риков за ошибки в библиографическом описании, неточности в систе­матизации материала. Эти упреки справедливы. К оформлению библио­графического аппарата следует относиться так же, как к любой другой стадии исследования. Изучение основ исторической библиографии приви­вает необходимые исследователю навыки.

    Прикнижные и пристатейные списки обладают некоторыми преиму­ществами. Во-первых, они дают более оперативные сведения, чем фун­даментальные указатели. Даже в текущих указателях мы получаем сведения о вышедшей литературе с опозданием на 1-2 года (особенно для иностранной литературы). Что касается ретроспективных указате­лей, то граница завершения учета литературы с каждым годом отодви­гается, и даются сведения о вчерашнем дне состояния изучения той или иной проблемы. Из новой же статьи в журнале или книге мы сразу по­лучаем необходимую направленную информацию.

    Во-вторых, эти списки составляются специалистом, который из­учал эту литературу и источники. Конечно, возможна субъектив­ность выбора, но она исправляется списками в других статьях и книгах.

    Что касается ошибок в описании, то их можно исправить, пользуясь каталогом или пособиями. Если неудачна систематизация, то можно, ознакомившись со всем списком (они обычно невелики), избежать пропуска интересующей нас статьи или книги.

    Роль прикнижной и пристатейной библиографии в системе научной информации по истории непрерывно растет. Связано это с возрастаю­щим потоком литературы по истории. Никакие указатели не в состоянии вместить информацию об этой литературе: если даже попытаться собрать все опубликованное по сравнительно узкой теме за 10-20 лет, это потребовало бы многотомного издания. В этих условиях научная книга, ее библиографический аппарат дают наиболее полную направленную и оперативную информацию исследователю.