Высота буквы с точки зрения типографа. Типографика, история и задачи




Как сделать текст более читабельным? Как подбирать шрифтовые пары? Какой шрифт выбрать для бизнеса и не ошибиться? Ответы на эти и другие важные вопросы в руководстве по типографике от Skillbox.

Один из источников информации - это текст. Чтобы привлечь внимание читателя и выделить материал среди других, его стараются красиво оформить и сделать легким для восприятия. Направление, которое содержит в себе правила о расположении текста, выборе шрифтов и размеров, называется типографикой.

Чтобы сделать текст удобным для чтения и правильно подобрать шрифт, необходимо узнать, из чего состоит типографика и какие шрифты можно использовать на сайте.

Что такое типографика

Типографика - это оформление наборного текста. Его располагают на бумаге или экране, настраивают отступы и интервалы, подбирают шрифт. Хорошо проработанный материал смотрится лаконично и приятно. Легко читается, ощущается гармония.

Где брать шрифты

В интернете можно найти бесплатные и платные шрифты. И те, и другие шрифты можно использовать на сайте.

Бесплатные

Большая библиотека качественных шрифтов называется Google Fonts . Шрифт легко подобрать по нужным параметрам: выбрать только кириллицу, искать антикву или гротеск. С Google Fonts их можно скачать или напрямую подключить к сайту.

Часто дизайнеры рисуют свои шрифты и

Многие вообще никогда не слышали о таком термине как «типографика». И даже те, кто его слышал, имеют весьма далеко представление о том, что же это собственно такое. На самом деле типографика – это преображение того, что принято называть текстом в яркие элементы графического оформления. Именно текст на страницах книг, журналов или web-сайтов несет в себе основную информацию. И очень важно, чтобы он был грамотно оформлен, чтобы привлечь внимание читателя и в доступной, интересной форме донести до него основную суть. Этим и занимается типографика, которая является неотъемлемой частью графического дизайна и оформительского искусства.

Понятие типографики, история и задачи

Существует множество определений такому понятию, как типографика. В наиболее общем виде можно сказать, что типографика представляет собой графическое оформление печатного текста с помощью набора и верстки на основе определенных правил, специфических для данного языка. Типографика – это, с одной стороны, искусство графического дизайна, а, с другой стороны, набор правил, определяющих использование шрифтов и оформительских средств для того, чтобы сделать текст наиболее оптимальным, ясным и интересным в восприятии читателя. С помощью моделирования и монтажа текста специалисты этой области создают оригинальные художественные образы, делают текст живым, придают ему способность передавать идею не только своим содержанием, но и графической составляющей.

В принципе, к типографической деятельности можно отнести работу печатников и наборщиков, авторов и редакторов изданий, художественных и технических редакторов, оформителей и художников книг, каллиграфов и проектировщиков шрифтов, графических дизайнеров и полиграфистов. Их работа, так или иначе, связана с типографикой. Типограф выступает посредником между автором текста и читателем, видоизменяя печатные формы таким образом, чтобы передать содержание наиболее полно и интересно.

С типографикой также тесно связана такая деятельность, как проектирование рекламы, вывесок, оформление выставок, разработка многочисленных элементов фирменного стиля, создание дизайна web-сайтов. Особенно типографика востребована в рекламе, ведь текст в рекламе является важнейшей составляющей, позволяющей рекламодателям заявить о себе.

Нельзя сказать, что типографика как явление появилось только на рубеже XX – XXI веков. В действительности, история становления и развития типографики начинается с появления в жизни человека книгопечатания. Более того, своими корнями эта область графического дизайна уходит еще в более древнюю эпоху рукописных книг, когда красивое размещение текста на плоскости листа очень ценилось. Уже с середины XV века формируются первые основы типографики: в Европе в качестве шрифта для текстов используется удобочитаемая антиква, также издатели и авторы книг начинают выдерживать принцип равномерности интерлиньяжа и абзацного отступа как средства выделения и структурирования текста.

А в начале XVI века в обиход типографики впервые вводится курсив. В этот период книги начинают отличаться все более изощренным и оригинальным шрифтовым оформлением, одновременно утрачивается сходство шрифта с рукописным. Европейские книжные издания XVI столетия характеризуются тонально-живописным характером иллюстраций и богатым декором, включающим в себя и орнаментальные бордюры.

В XVII веке с подачи издательских домов Голландии типографика меняет свои задачи в пользу создания книг для более широкого круга читателей. Соответственно, книги приобретают небольшой формат для большего удобства, видоизменяются шрифты – они получаются с более утяжеленным рисунком, что позволяет сохранять четкость оттиска даже при больших тиражах изданий. В это же столетие появляется оригинальный шрифт «Королевская антиква», еще дальше отходящий от рукописного прототипа. В середине XVIII века впервые появились попытки систематизации типоразмеров и выпуска книг шрифтовых образцов.

Особую роль здесь сыграл англичанин Дж. Баскервилл, который отказался от использования книжного орнамента в пользу «чистой» типографики, основанной на исключительно шрифтовом оформлении. Типографика стремительно меняется – появляется геометрическая строгость шрифтового рисунка, выявляется композиционная значимость свободного пространства книжного листа, разрабатываются новые отточенные, контрастные шрифты для книгопечатания.

Промышленная революция способствовала разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка для целей рекламы и периодики. В XIX столетии в обиход книгопечатания вводятся шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески, также возрастает значение книжных орнаментов и иллюстраций. В то же время критика обезличенного машинного производства привела к возрождению некоторых ручных типографских процессов.

На рубеже XIX — XX столетий в типографике, как и в других видах оформительского искусства, становится популярным стиль модерн с характерной для него экспрессией органических форм и декоративно-силуэтных иллюстраций, что, естественно, обеспечило поиск новых шрифтовых рисунков. Для этого же периода времени характерно возникновение экспрессивной типографики, целью которой являлось воссоздание образности авторского повествования посредством перемены шрифтовых кеглей и начертаний.

В первой половине прошлого века типографика развивалась уже в неоклассическом ключе, то есть на первый план вышла удобочитаемость каждого знака текста в целом, а также простота шрифтового рисунка. В 40 – 60-е годы типографика приобрела более деловой характер, что привело к упорядочению книжной композиции, приведению к единому оформлению всех визуальных элементов книги.

В качестве композиционного каркаса книги стала использоваться математически рассчитанная модульная сетка, состоящая из равных прямоугольников текста и свободных промежутков между ними. Такая композиция выдерживалась в изданиях от первой до последней страницы. В 1970 году в Нью-Йорке была основана Международная шрифтовая корпорация (ITC), которой принадлежит огромная роль в разработке новых шрифтов, в том числе хорошо известных нам сегодня. Как мы видим, каждая историческая эпоха характеризовалась своей типографикой и созданием своих собственных шрифтовых рисунков, отвечающих конкретным задачам и веяниям времени.

На современном этапе задача типографики заключается в том, чтобы доступно, в ясной и интересной форме донести до зрителя или читателя определенную информацию. Для этого специалисты по типографике (типографы) собирают в одно целое текст, выбирают шрифт, размещают определенным образом шрифтовые элементы относительно друг друга и заданного пространства. Несмотря на то, что такая работа кажется чисто технической задачей, методами типографики можно создавать настоящие произведения искусства.

Если типограф работает с книгой, то он полностью разрабатывает ее архитектуру, то есть формат строки и полосы набора, раскладку полей, кегль и размеры шрифта, интервалы между словами и строками, место расположения иллюстраций в тексте. В результате получается хорошо продуманная, подчиненная определенному замыслу книжная страница и печатное издание в целом, которые выполняют как сугубо функциональное назначение (удобочитаемость текста), так и характеризуются зрелищной, художественной структурой. Если же речь идет о web-дизайне, то здесь профессиональный типограф занимается выбором правильного написания текста для повышения читабельности информации на сайте и привлечения посетителей. Неправильный выбор типографики может привести к тому, что сайт получится достаточно скучным и у посетителей не возникнет никакого желания оставаться на нем.

Типографическое оформление текста

Типографическое оформление текста зависит от нескольких составляющих:

— Назначение текста. Очевидно, что текст для наружной рекламы – совершенно не одно и тоже, что журнальный текст или даже рекламная информация, размещаемая на сайте. В зависимости от того, что представляет собой текст и каково его назначение должны использоваться те или иные выразительные средства.

— Носители текста. Также на выбор типографических приемов влияет то, где будет размещаться текст – в Интернете, на рекламном щите или бумаге глянцевого издания.

Выбирая те или иные способы оформления текста в зависимости от его назначения и содержания, типограф работает над достижением нескольких целей. Во-первых, это удобочитаемость текста – свойство, характеризующее удобство восприятия информации человеком. Особенно удобочитаемость важна в текстах, предназначенных для сплошного чтения. Удобочитаемость обеспечивается не только графическим исполнением шрифтов или правильным структурированием текста, но и мерами стилистики или семантики.

Во-вторых, необходимо обеспечить заметность текста, особенно это касается рекламной информации. Здесь типограф оперирует цветом символов или фона, выделительным шрифтом и другими средствами. В-третьих, задача специалиста по типографике состоит в том, чтобы сделать текст различимым. Данное требование важно для чтения в условиях пониженной видимости или за короткое время. Различимость обеспечивается, например, крупным кеглем или сильным контрастом цветов текста и фонового рисунка.

Естественно, что главное, с чем работает типограф – это шрифт, поскольку от него в основном зависит восприятие текста читателем. Шрифт представляет собой набор символов определенного размера и рисунка. Различные шрифты объединяются в группы или семьи по своему стилистическому решению: шрифты рукописные, шрифты с засечками или без засечек и другие. Понятием «гарнитура» в типографике как раз и определяют шрифт или несколько шрифтов, обладающих стилистическим единством начертания. Например, гарнитура TimesNewRoman включает в себя обычный, курсивный, полужирный и множество других шрифтов этого, очень популярного сегодня семейства.

Различные виды шрифтов могут по-разному влиять на восприятие и настроение читателя. В печатных материалах широко применяются шрифты с засечками, так как засечки помогают создать пространство между буквами, а иногда дают ощущение чего-то личного или выражают некое уважение. Шрифты без засечек, в свою очередь, используются при оформлении текстов, размещаемых на web-страницах. Ведь при низком разрешении компьютерного монитора засечки будут выглядеть размытыми, а сам шрифт с засечками будет несколько размываться. Также шрифты без засечек способствуют выражению чувства стиля, молодости и современных тенденций.

При оформлении текстов для бизнес-проектов предпочтительны традиционные гладкие шрифты, благодаря которым текст будет восприниматься более серьезно. Выбирая тот или иной шрифт, типограф исходит не только из назначения текста, но и из его содержания и смысла. В этой связи, например, счастливые сообщения рекомендуется сопровождать легкими и мягкими формами шрифтов, а мрачные, наоборот, шрифтами с более жесткими очертаниями.

Помимо шрифтов, типограф работает с такими типографическими понятиями, как интерлиньяж (расстояние между базовыми линиями соседних строк) и кернинг (подбор интервала между буквами для повышения удобочитаемости текста). Важным является также контрастность и цвет текста. Как правило, выбирается тот цвет, с помощью которого текст будет выделяться из фона и при этом оставаться удобным для чтения. Цвет текста должен заставить людей остановить свой взгляд и вчитаться в него.

При этом в типографике не забывают о контрастности и цветовых комбинациях текст – фон. Правила типографики говорят нам о том, что употреблять такие сочетания, как серый текст на светло-сером фоне или желтый текст на красном фоне не стоит. Шрифт близкого к фону оттенка практически всегда плохо различим, а излишняя контрастность, в свою очередь, нередко раздражает читателя.

Еще одна важная составляющая типографики – это система ориентирования, то есть система пиктографических и текстовых элементов, которая призвана помочь читателю находить в тексте необходимую ему информацию. Система деления текста должна включать в себя подчиненные заголовки различного уровня, выражающие взаимосвязь и соподчиненность возглавляемых ими текстовых частей. Сами заголовки и подзаголовки в тексте могут отличаться различной цветовой гаммой, подчеркиванием или графическим текстом в зависимости от содержания и назначения информации.

Типограф работает над определением того, в каких местах нужно размещать текст, и каковыдолжны быть его размеры. Первым шагом к этому будет выяснение, какая информация является наиболее важной в предлагаемом тексте. Ее обычно и выделяют размерами шрифта или свободным пространством. Вообще, типографика утверждает, что свободное пространство имеет большое значение в тексте, поскольку позволяет ему «дышать». Например, слишком широкие строки с текстом утомительны для глаз человека и способствуют возникновению неблагоприятного психологического эффекта.

А вот наличие свободного пространства вокруг текста снижает напряжение и позволяет читателю сконцентрироваться на основной сути. В свою очередь, плотно стиснутые по вертикали строки существенно уменьшают скорость чтения, поскольку в этом случае верхнюю и нижнюю строки читатель охватывает глазами одновременно. В результате, ему не удается сфокусироваться на отдельной строке, и вследствие бесполезной траты энергии возникает перенапряжение.

Как мы видим, в распоряжении специалиста по типографике достаточно много инструментов, позволяющих сделать текст удобочитаемым, заметным и легко различимым. При этом стоит отметить, что типографика не диктует каких-то строгих правил в отношении выбора шрифтов или оформления текста. Правила в типографике носят лишь рекомендательный характер, отражающий привычки и традиции читателей относительно того или иного оформления текстовой информации. Однако некоторым общим правилам типографики все же можно и нужно следовать, поскольку их соблюдение позволяет создать текст, который читатель сможет полноценно воспринимать и ему будет понятен смысл доносимой до него информации.

Люди читают все время. Это не только книги или журналы, но и вся информация в Интернете. Однако, немногие читатели знают, сколько времени и сил могут стоять за одной строчкой. Структура текста и эстетический вид шрифтов входят в число главных приоритетов работы дизайнеров. Типографика для UI дизайна поможет создать эффективный пользовательский интерфейс и способствовать положительному пользовательскому опыту. В сегодняшней статье мы рассмотрим основные моменты в типографике, которые каждый профессиональный дизайнер должен понимать и применять в работе.

Что такое типографика?

Типографика — это нечто большее, чем просто техника дизайна. Канадский типограф Роберт Брингхерст в своей книге «Элементы типографического стиля» определяет типографику как ремесло, наделяющее человеческий язык прочной визуальной формой. Кроме того, типографика преобразует язык в декоративный визуальный элемент.

Типографика имеет гораздо долгую историю, чем дизайн или сам Интернет. Во-первых, она появилась примерно в 11-12 веках, когда люди изобрели первый печатный станок. Реальная революция в типографика началась после Библии Гутенберга, первой крупной книги, напечатанной с помощью подвижного металлического пресса, которая ознаменовала начало эпохи печатной книги на Западе.

В настоящее время типографика — больше, чем просто размещение текста и организация печати. Обычно типографика определяется как искусство и наука о стиле шрифта, внешности и структуре, которая направлена ​​на предоставление эстетической и легкочитаемой формы текста читателям.

Можете ли вы придумать хотя бы один пример веб-дизайна без элементов текста? Это сложно, правда? Тем не менее, просто наличие текста в интерфейсе недостаточно для формирования эффективного пользовательского интерфейса и положительного опыта. Текст и его внешний вид должны быть продуманными, иначе это может испортить дизайн.

Люди привыкли получать большую часть информации в текстовой форме, и дизайнеры должны сделать этот процесс простым и продуктивным. Основные знания типографики могут помочь понять особенности визуального представления шрифта и его влияние на восприятие пользователями.

Эффективный текст является ключом к мощному дизайну. Его эффективность зависит не только от его содержания, но и от того, как он представлен. Размер шрифта, ширина, цвет и структура текста — все это важно. Дизайнеры могут передавать определенное настроение или сообщение, выбирая подходящие шрифты и способы их представления. Таким образом, типографика помогает дизайну общаться с людьми. Визуальная производительность и удобство чтения в цифровых продуктах оказывают большое влияние на пользовательский интерфейс. Если шрифты плохо читаемы, люди могут столкнуться с проблемами в навигации или даже хуже, не смогут использовать ее вообще. Сегодня плохой опыт работы с цифровыми продуктами непростителен, поскольку пользователи могут легко найти лучшую альтернативу.

Кроме того, плохая типографика существенно влияет на первое впечатление, потому что даже когда пользователи не читают текст, они просматривают его. Если шрифты выглядят неуместными, люди могут не захотеть узнать о вашем предложении или использовать ваш продукт.

Основные элементы типографики

Чтобы создать эстетичную и гармоничную типографику, вам необходимо изучить ее анатомию.

Шрифт и гарнитура

В настоящее время многие дизайнеры используют термины «шрифт» и «гарнитура» как синонимы, но это не совсем правильно. Давайте разберемся в этом. Гарнитура — это стиль типового дизайна, который включает в себя полный набор символов всех размеров и веса. С другой стороны, шрифт представляет собой графическое представление текстового символа, которое обычно вводится в одну гарнитуру, размер и вес. Другими словами, гарнитура — это нечто вроде семьи, а шрифты — ее части. Эти два типа являются основными объектами, которые применяются для создания читаемой и эстетической типографики.

Как правило, символы шрифта помещаются в прямую линию, создавая аккуратное визуальное представление. Основными инструментами, помогающими дизайнерам в этом процессе, являются средняя линия (mean line) и линяя шрифта (baseline). Эти линии определяют расположения букв в строчке, таким образом они помогают создавать шрифты. Конечно, такие линии невидимы в интерфейсах после завершения работы дизайнеров.


Чтобы разделить различные типы информации и выделить важные фрагменты, дизайнеры применяют шрифты различного веса и размера. Вес текста — это измерение того, насколько жирное написание символов. Размеры обычно измеряются в дюймах, миллиметрах или пикселях. Высота символа также называется «x-height», потому что высота каждого символа определяется по букве «x». Такой подход заставляет их выглядеть ровно. Изменяя эти параметры легко выделить элементы текста, такие как заголовок, подзаголовок и основной текст.


Ascender является частью буквы, которая идет выше средней линии, как в букве «b» или «d». Descender противоположен Ascender. Это часть буквы, которая простирается ниже базовой линии, как в «q» или «g».


Белое пространство, также известное как отрицательное, представляет собой пространство между элементами в составе композиции. Читатели обычно не знают о большой роли пространства, но дизайнеры уделяют этому много внимания. Если пустое пространство не сбалансировано, текст будет трудно читать. Вот почему отрицательное пространство имеет значение как и любой другой элемент типографии.


Выравнивание

Создание эффективной типографики включает в себя множество процессов. Например, выравнивание — это размещение и выравнивание текста. На макетах дизайнеры стремятся превратить случайно размещенные фрагменты текста в единую композицию.


Трекинг

Трекинг включает в себя настройку пространства между символами шрифта, которые образуют слово и текстовый блок. Дизайнер устанавливает соответствующие интервалы для всех букв, делая текст удобным для восприятия и приятным для глаз. Эффективный трекинг делает буквы в слове легко читаемыми.


Кернинг

Кернинг немного похож на трекинг, но это не то же самое. Трекинг применяется для изменения расстояния между всеми символами шрифта, а кернинг — это процесс настройки пространства между символами двух типов. Обычно это применяется для отдельных случаев, когда дизайнер решает изменить интервал между двумя конкретными буквами, чтобы сделать его более естественным.


Межстрочный интервал — это промежуток между базовыми строками текста. Он помогает читателям легко перейти от одной текстовой строки к другой и сделать большие фрагменты текста разборчивыми. В дизайне стандартное значение межстрочного интервал составляет 120%, размер по-прежнему может варьироваться в зависимости от особенностей шрифта.


Типографика для UI дизайна — иерархия текста

Как и любой другой элемент дизайна, типографика должна быть структурирована. Типографическая иерархия — это система, которая упорядочивает текстовый контент для его удобного восприятия, в первую очередь, посредством модификаций и комбинации шрифтов. Типографическая иерархия направлена на создание контраста между наиболее значимыми и второстепенными элементами текста. Контраст создается путем настройки элементов типографики, включая шрифты, их размер, стиль и цвет, а также их выравнивание.


Иерархия представлена общими типами текстового контента, используемого в дизайне. Это заголовки, подзаголовки, абзацы, и пункты навигации. Эти элементы текста создают различные слои в дизайне: первичный, вторичный и третичный.

Основной уровень содержимого занимает большее пространство. Он стремится привлечь внимание пользователя к продукту. Вторичный уровень состоит из элементов текста, которые можно легко прочитать. Это подзаголовки и подписи, которые позволяют пользователям быстро перемещаться по содержимому. И третичный уровень типографии включает основной текст и другую информацию. Он часто представлен небольшим размером шрифта, но он должен быть достаточно удобочитаемым. Слои типографии помогают пользователям без усилий ориентироваться в цифровом продукте.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Обложка книги Эмиля Рудера «Typographie»

История

Последние научные данные говорят о том, что самые первые формы для набора текста - из фаянса - были использованы около тысячи лет назад ещё в Китае (1040 г.). Несмотря на недолговечность подобного материала, никакой другой технологии вплоть до XIII века не применялось.

Но расцвет типографики как отдельной сферы деятельности начался в Европе, где она появилась в середине XV века. Её распространению способствовали лёгкость и относительно малое количество символов в латинском шрифте, в отличие от китайских иероглифов. Первым, кто серьёзно занялся европейским типографическим искусством, стал Иоганн Гутенберг (1397-1468 гг.), немецкий изобретатель и ювелир. Создав в 1440 году из свинцовых букв наборную форму, он подарил миру первый печатный станок. Отныне создавать книги стало гораздо проще, их стоимость уменьшилась, а количество - возросло. И спустя 14 лет была выпущена первая напечатанная книга. Ей стала Библия, набранная готическим шрифтом - этот шрифт наиболее соответствовал рукописному тексту тех времён, был знаком и удобен читающей публике.

Развитие типографики

Грамотное текстовое оформление печатного листа ценилось всегда. И уже с середины XV века начинают зарождаться первые основы типографики: в Европе в качестве шрифта для текстов используется удобочитаемая антиква. Глядя на римскую капитель и гуманистический минускул, французский гравёр Николя Жансон (1420-1480 г.) вырезает первую антикву. В типографскую моду входит принцип равномерности интерлиньяжа и абзацного отступа для выделения и структурирования текста. В 1494 г. Альд Мануций , итальянский типограф и издатель из Венеции, выпускает первую книгу с удобным для глаза читателя абзацным отступом.

А уже в начале XVI столетия впервые вводится курсив. В это время издатели всё чаще экспериментируют с написанием и оформлением, всё больше отдаляясь от приближенного к рукописному шрифта. Также в обиход входят замысловатые иллюстрации, орнамент и декор.

В XVII столетии типографика начинает меняться, отдавая предпочтение удобочитаемости книг, пытаясь адаптировать издания для большего круга читателей. С этим связано уменьшение формата, видоизменение шрифтов - сохраняя чёткость оттиска, они становятся более тяжеловесными. В этот же период появляется шрифт «Королевская антиква», который ещё больше не похож на все те шрифты, что были созданы до него. В середине XVIII века впервые появились попытки систематизации типоразмеров и выпуска книг шрифтовых образцов. Особое значение здесь имеет труд англичанина Джона Баскервилля (1706-1775 гг.), отказавшегося от использования книжного орнамента в пользу «чистой» типографики, основанной исключительно на шрифтовом оформлении. Типографика быстро меняется: со временем на смену узорчатости приходит геометрическая точность, проявляется значимость общей композиции свободного пространства листа, рождаются всё новые оттеночные, контрастные шрифты. В Россию типографика приходит вместе с первым книгопечатником Иваном Фёдоровым (1520-1583 гг.), открывшим в 1563 г. первую типографию в Москве и проработавшим красочное оформление со множеством мелких деталей.

В попытке ввести типографику в разряд наук французский гравёр Пьер Фурнье (1712-1768 гг.) публикует «Типографическое руководство» (1773 г.), где представлена его собственная система определения кегля шрифта. Для этого он предложил использовать пики и пункты. А Франсуа Дидо , французский шрифтовик, приравнявший 72 пункта к одному дюйму, положил основы современной системы измерения.

Критика

Во взглядах на типографику нет единой точки зрения. Одни считают её наукой, другие - искусством, третьи - мастерством, а четвёртые - философией. Но не только в этом заключается предмет спора. Современные дизайнеры расходятся и во мнении касательно оформления текста: одни подстраиваются под постоянно меняющиеся модные тенденции, легко экспериментируя с формой и размером; другие отдают дань традициям, предпочитая классические, проверенные временем шрифты; третьи полагают, что всё это можно соединить вместе и создать нечто принципиально новое и ещё более удобное для главного потребителя - читателя. Так или иначе именно благодаря этим профессиональным спорам и дискуссиям типографика не стоит на месте, а постоянно развивается как самодостаточная деятельность, к какой бы сфере она ни относилась.

Типографика в современном контексте

В ходе промышленной революции, начавшейся в XIX веке, зарождается рынок рекламы. И со временем торговцы пришли к выводу: чтобы товар был продан, он должен иметь свои отличительные особенности. На помощь им пришли шрифтовики - чтобы выдержать конкуренцию, они стали активно разрабатывать всё новые шрифты для выделения того или иного товара. Методом проб и ошибок они выяснили, что для крупного заголовка или вывески засечки не нужны - так на свет появились гротески, а засечки перешли в разряд декора.

Конструктивисты начала XX века, напротив, решили отказаться от расписных шрифтов и обратиться к минимализму: буквы приблизились к геометрическим фигурам. Это значительно облегчало чтение текста и максимально концентрировало внимание публики на смысле, а не форме и подаче материала. Вскоре появились такие шрифты как Футура, затем Гилл Санс, в стиле которого оформлены первые карты Лондонской железной дороги. В 1957 г. благодаря швейцарцу Максу Миденгеру (1910-1980 гг.) появляется один из самых знаменитых и используемых по сей день шрифт Гельветика. Каждая эпоха характеризовалась своими веяниями моды в типографике, и каждое из них отвечало задачам своего времени.

Сегодня, в эпоху компьютеризации, когда основной массив информации черпается из всемирной сети, дизайнеры стремятся к легкости и аккуратности текста, выбирая наиболее простые и читабельные шрифты. Для этого текст собирается в единое целое, выбирается наиболее подходящий шрифт, определяется концепция оформления заданного пространства. Говоря о дизайне сайтов, нужно учитывать одно: чем яснее написан сам текст, чем грамотнее и рациональнее он размещен, тем выше шансы этого сайта на успех среди пользователей сети, потому как «бессмыслен труд типографа, если печатное произведение нельзя прочесть». В противном случае он получится малоинтересным, и посетитель закроет вкладку, так и не почерпнув для себя ничего нового .

Примечания

  1. Именно как искусство типографику определяют самые разные исследователи, начиная со Стэнли Морисона . См. напр.: Stanley Morison . First Principles of Typography. - Macmillan, 1936. - P. 1.
    Максим Жуков . Типографика Эмиля Рудера // Эмиль Рудер. Типографика: руководство по оформлению. - М. : Книга, 1982. - С. 277.
    Александра Королькова . Живая типографика. - М. : IndexMarket, 2010. - С. 8.
    Иннокентий Келейников . Дизайн книги: от слов к делу. - М. : Рип-Холдинг, 2012. - С. 14.
    В то же время Ян Чихольд, один из наиболее влиятельных типографов, писал: «Совершенная типографика есть скорее наука, нежели искусство». Впрочем, он избегал давать точное определение термину, и в той же статье именовал типографику также искусством, имея в виду её творческую природу, в отличие от производственных процессов верстки и печатания. См.: Как глина в руках гончара… // Ян Чихольд . Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. - М. : Книга, 1980. - С. 11-16.
  2. admin. Типографика, история и задачи . www.fotokomok.ru. Проверено 28 ноября 2016.
  3. Типографика: история тысячелетнего развития. | Web-дизайн форум на Galior-Market.ru . galior-market.ru. Проверено 28 ноября 2016.
  4. Типографика | История типографики . typography.bezugly.ru. Проверено 28 ноября 2016.

Одна из самых часто встречающихся бед дизайна - это проблема с .

В этой статье мы расскажем о нескольких принципах правильной типографике и посоветуем, как вам избежать многих распространенных ошибок.

Статья не является книгой по типографике или искусству книгопечатания, это больше похоже на «быстрые советы по улучшению шрифтовой основы дизайна».

Правило 1. Чем меньше шрифтов, тем лучше

Одна из самых больших ошибок, которые делают дизайнеры, заключается в использовании слишком большого количества шрифтов и/или их стилей. Постарайтесь снизить их до двух или трех. То есть, основной текст должен быть одного шрифта и размера.

Выберите один для заголовков и придерживайтесь его, может быть, на крайний случай, еще один для подзаголовков. Не бойтесь, если шрифты будут оченьразличаться между собой. При использовании двух очень похожих шрифтов в дизайне, читатель может подумать, что вы просто сделали ошибку и случайно выбрали не тот шрифт при наборе.

Позаботьтесь о единстве цвета, плотности и т.д. или ваш текст будет выглядеть, как будто пьяные мухи разбежались по всей странице.

Правило 2. Следите за разрядкой

Будьте осторожны, чтобы не слишком скучковывать буквы. Если у вас возникли проблемы с нехваткой места для текста, то лучше уменьшите шрифт. Да это, возможно, добавит пространства между абзацами, но в этом нет ничего страшного, это даст некоторую передышку при чтении.

Правило 3. Правильное выравнивание

Пожалуйста, не выравнивайте все по центру (если это не специальный дизайнерский ход). Подумайте об использовании сетки. Ведь на странице все взаимосвязано. Используйте направляющие и размещайте согласно им объекты. Не раскидывайте объекты по углам страницы так как будто вы не смогли решить, где их разместить.

Правило 4. Поменьше декоративных шрифтов

У вас есть красивые декоративные шрифты? Замечательно! Но это совсем не означает, что необходимо использовать их для текста абзацев. За декоративными шрифтами, чаще всего стоит, история или они применяются в конкретном случае, например, для заголовка или названия. Часто, чем проще, тем лучше, поэтому такие шрифты как Helvetica так популярны.

Правило 5. Размер имеет значение

Это о размере букв текста;). Заголовки хороши, когда набраны жирным и большим шрифтом, но если вы будете использовать и в основном тексте слишком большие буквы, это удешевит его. Подумай об этом. Вы идете в хороший ресторан и часто бывает, что меню написано мелким шрифтом, это выглядит классно. (Только убедитесь, что шрифт не так мал, чтобы было трудно прочитать). Не бойтесь делать заголовки гораздо больше, чем основной текст.

Правило 6. Следите за читабельностью

Все что вы делаете, делается для того, чтобы это можно было прочесть. Темный текст на темном фоне – это не очень хорошая идея. Еще хуже, помещать мелкий текст над высококонтрастным фото. Помните, что надо избегать размещения текста над чем-либо.

Правило 7. Правильно подбирайте цвета

Какой цвет лучше всего подходит для шрифта? Как правило, верите вы в это или нет, черное или белое часто лучше всего. Если вы используете цвет отличный от разных оттенков серого, снижайте насыщенность. Ярко окрашенный шрифт может быть труден для чтения. Остерегайтесь сложных вибрирующих сочетаний, таких как красный на зеленом.

Правило 8. Подходящая группировка

Связанные части информации лучше объединять вместе. Это позволит сделать дизайн яснее. Например: посмотрите на постер фильма, все данные сгруппированы в привлекательные блоки. Они теперь могут рассматриваться как отдельный элемент дизайна. Примеры плохой группировки – откройте желтые страницы.

Правило 9. Достаточный интерлиньяж

Это расстояние между строками текста. Очень важно правильно подобрать этот интервал. Гораздо более приятно читать, когда есть место для отдыха глаз между строками. Как правило, стараются использовать интерлиньяж, по крайней мере, на 2 пункта больше, чем размер шрифта. Например: для максимального удобства чтения при 10pt для шрифта должны задать хотя бы 12pt.

Правило 10. Следите за кернингом

Кернинг – интервал между отдельными символами слова. Тут важно иметь опыт в определении плохого кернинга, так как часто программы, например, такие как Фотошоп, ошибаются в его расстановке. Это надо будет отрегулировать вручную, но главное не перестараться. Если вам не нравится межсимвольное расстояние, но вы не знаете, как это улучшить, выберите другой шрифт.

Попробуйте применять эти правила, когда работаете со шрифтом. Хорошо продуманные шрифтовые блоки должны хорошо выглядеть и без каких-либо изображений. В лучшем случае, ваша шрифтовая работа укрепляет положительное впечатление от дизайна. Она должна быть привлекательной и легкой для чтения