Использование алгоритмов в жизни. Исследовательская работа на тему "алгоритмы в нашей жизни" Проект на тему алгоритмы в жизни человека




Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Работу выполнили ученики 9 класса Кошкина Анна, Рыжова Алена, Герасимова Анастасия Руководитель проекта: Жеревчук Надежда Алексеевна Учитель 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 П.Решетиха 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

Введение История возникновения алгоритмов Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Алгоритм и программа Как проявляются алгоритмы и их свойства в различных сферах жизни человека? Исследование «Алгоритмы в нашей жизни» Заключение Литература

3 слайд

Описание слайда:

Крупнейшим достижением науки является теория алгоритмов - новая математическая дисциплина, без которой не могут обойтись теория электронных вычислительных машин, теория и практика программирования. Теория алгоритмов является самостоятельной наукой, которая готова служить всем наукам, и имеет свое лицо, свой предмет. Тему «Алгоритмов» мы начали изучать еще с 6 класса, где мы рассматривали примеры алгоритмов в сказках и пословицах. В этом году мы снова изучаем данную тему, но уже используем алгоритмы для составления программ на языке программирования Паскаль. И мы решили больше узнать об алгоритмах и их роли в жизни людей. Понятие алгоритма является и очень простым и очень сложным. Его простота - в многочисленности алгоритмов, с которыми мы имеем дело, в их обыденности. Но эти же обстоятельства делают его туманным, расплывчатым, трудно поддающимся строгому научному определению. Основополагающий вопрос: Как проявляются алгоритмы и их свойства в различных сферах жизни человека? Проблема Алгоритмы определяют жизнь человека или человек определяет алгоритмы?

4 слайд

Описание слайда:

Гипотеза: предположим, что алгоритмы нужны для удобства и комфортабельности в жизни. Актуальность - проникновение понятия "алгоритм" в различные сферы жизни человека. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает. Цель работы: узнать, что такое алгоритм и их роль в жизни людей. Задачи: Узнать больше об алгоритмах. Какие бывают алгоритмы. Для чего нужны алгоритмы. Где встречаются алгоритмы в реальной жизни? Объект исследования – алгоритмы.

5 слайд

Описание слайда:

Жил когда-то ал-Хорезми, Был арабским мудрецом, Он считал – всего полезней Чисел всяких быть жрецом. Ал-Хорезми сам придумал Правил действий свод простой, Получал он проще сумму И любой ответ другой. Эти правила доселе Люди учат, помнят, чтут, - А науку в самом деле АРИФМЕТИКОЙ зовут. В честь ученого назвали Правил новых стиль и ритм, Вот тогда и записали: Ал-Хорезми – алгоритм. Метод или предписанье, Способ или же рецепт – «Алгоритм» всему названье Уже много-много лет Слово алгоритм происходит от имени великого среднеазиатского ученого VIII–IX вв. Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Мусса аль-Хорезми. Он описал четыре правила арифметических действий, практически те же, что используются и сейчас. В 1684 году Готфрид Лейбниц в сочинении о нахождении максимума и минимума впервые использовал слово «алгоритм» (Algorithmo) в ещё более широком смысле: как систематический способ решения проблем дифференциального исчисления Пользовался словом алгоритм и Леонард Эйлер, одна из работ которого так и называется - «Использование нового алгоритма для решения проблемы Пелля». Понимание Эйлером алгоритма как синонима способа решения задачи уже очень близко к современному.

6 слайд

Описание слайда:

Многие из тех, кто начинает учить информатику, так и тех, кто уже перешел непосредственно к основам программирования, задавались вопросом "что такое алгоритм?". Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов Алгоритм - это совокупность правил выполнения определенных действий, обеспечивающих решение задачи. Пример

7 слайд

Описание слайда:

Дискретность - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение некоторых простых шагов. Любая команда выполняется только после выполнения предыдущей команды Детерминированность (определённость). В каждый момент времени, следующий шаг работы однозначно определяется состоянием системы. Таким образом, алгоритм выдаёт один и тот же результат (ответ) для одних и тех же исходных данных. Понятность - алгоритм должен включать только те команды, которые доступны исполнителю и входят в его систему команд. Завершаемость (конечность) - при корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов. Массовость (универсальность). Алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных. Результативность - завершение алгоритма определёнными результатами.

8 слайд

Описание слайда:

Механические алгоритмы Гибкие алгоритмы Линейный алгоритм Разветвляющийся алгоритм Циклический алгоритм Вспомогательный алгоритм Алгоритм составляется с учетом исполнителя. Исполнителем может быть человек, животное, техническое устройство, компьютер. Исполнителя характеризуют: среда; элементарные действия; система команд; отказы.

9 слайд

Описание слайда:

Абсолютно любая наша программа, по сути, это уже и есть алгоритм, т.к. это последовательность определенных и продуманных программистом действий и описанных в виде кода (инструкций компьютеру). Для успешного решения задачи, требующей составления алгоритма и написания программы, мы должны: 1) четко понять задачу, провести ее детализацию и формализацию; 2) проанализировать, к какому классу задач она относится, какими способами (алгоритмами) ее можно решить; 3) составить алгоритм решения задачи; 4) составить программу, реализующую этот алгоритм; 5) проверить, правильно ли программа работает, ту ли задачу она решает; 6) в случае обнаружения ошибки необходимо проделать все (или некоторые) вышеперечисленные действия заново с целью исправления ошибки. Пример

10 слайд

Описание слайда:

В повседневной жизни мы даже не замечаем, как используем те или иные алгоритмы. Алгоритмы в природе Алгоритмы в науке Алгоритмы в быту Алгоритмы в нашей повседневной жизни Алгоритмы в литературе Например: завести машину, приготовить еду, правила сложения, вычитания, деления, умножения чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, различные инструкции и правила, рецепты и указания Алгоритмы в пословицах Алгоритмы в песнях Алгоритмы в сказках Алгоритмы вокруг нас

11 слайд

Описание слайда:

день сменяет ночь, после ночи вновь наступает день; из года в год чередуются весна, лето, осень, зима; появляется листва на деревьях; Круговорот воды в природе; прилетают птицы пчелы производят мед В кибернетике, психологии и других науках разработаны эффективные алгоритмы: распознавания ситуаций, сбора и обработки информации, оптимизации, разрешения конфликтов и др. Многие из этих алгоритмов могут быть сформулированы в такой форме, что каждый сможет их понять и непосредственно применять для решения своих житейских проблем. Другие алгоритмы более сложны: экспертные системы, тренажеры, обучающие игры и другие компьютерные программы. Пример

12 слайд

Описание слайда:

приготовление еды, чистка картофеля, мытье тарелок, включение бытовых приборов, подготовка к путешествию, затачивание карандашей, прополка грядки, огорода, посадка растений алгоритм пользования автоматической междугородной телефонной связью: 1.Наберите цифру 8 и дождитесь непрерывного гудка. 2.Наберите код вызываемого города. 3.Наберите номер телефона вызываемого абонента.

13 слайд

Описание слайда:

сборы в школу, чистка зубов, выполнение домашнего задания, пришивание пуговицы, уборка дома правила перехода через улицу. алгоритмы из школьной жизни расписание уроков график подачи звонков расписание кружков Учебные алгоритмы как писать изложение, диктант как выучить стихотворение как решать задачи по математике Примеры

14 слайд

Описание слайда:

Алгоритмы в пословицах: Тише едешь, дольше будешь. Хочешь, есть пироги, не сиди на печи. Болен лечись, а здоров берегись. Готовь сани летом, а телегу зимой. Книги читать скуки не знать Семь раз отмерь, один раз отрешь в песнях повторяются припевы, Песня из фильма «Золотой ключик» «Если с другом вышел в путь» Если с другом вышел в путь То веселей дорога Все Примеры Семь раз отмерь, один раз отрешь Готовь сани летом, а телегу зимой. Алгоритмы в песнях

15 слайд

Описание слайда:

Сказка «Курочка Ряба» Сказка «Золотой петушок» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незванной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся. А.С. Пушкин Алгоритмы в сказках

16 слайд

Описание слайда:

Вопросы для анкетирования: Знаете ли вы что такое алгоритм? Замечали ли вы в своей жизни действия по алгоритму? Я могу привести примеры алгоритмов из жизни? Я умею работать по алгоритму? Я умею составлять алгоритм при решении задачи Я знаю, что алгоритмы нам нужны. Для чего нужны алгоритмы? Анкетировались учащиеся 9 классов, в количестве 46 человек. Проанализировали ответы учащихся, мы получили следующие результаты

19 слайд

Описание слайда:

Если работа сложная, то обязательно необходимо составить план ее выполнения, то есть разработать алгоритм. Такой план очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить ее более качественно. Мы также поняли, что алгоритмы полезно составлять, то есть очень важно научиться мыслить алгоритмически. Человек, обладающий алгоритмическим мышлением, составляет алгоритмы легко и быстро. Алгоритмическое мышление помогает отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели, заметить все препятствия и умело их обойти. Способность к алгоритмическому мышлению - важная черта умного человека. С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. И было бы ошибкой думать, что алгоритмы могут нам пригодиться только в том случае, если мы станем программистами. Умение конструировать алгоритмы и чётко их формулировать - очень важный навык современного человека. Эффективность использования алгоритмов для решения наших житейских проблем определяется следующими обстоятельствами: 1. Человеческая психика и все взаимодействия людей имеют информационную природу. Поэтому информационно-алгоритмический подход к ним представляется наиболее приемлемым. 2. Само поведение людей в основе своей алгоритмично. Многие из алгоритмов человеческого поведения коренятся глубоко в биологической природе людей, другие сформировались в процессе определенного поведения, взаимного приспособления людей как источников и приемников информации. Цель данного проекта была: узнать, что такое алгоритм и их роль в жизни людей. В своем проекте мы данный вопрос рассмотрели и убедились, как нужны алгоритмы в нашей жизни и окружающем мире.

20 слайд

Описание слайда:

Учебник Информатика. 9 класс. Босова Л.Л. Игошин В. И. Математическая логика и теория алгоритмов. - 2-е изд., стер.. - М.: ИЦ «Академия», 2008 http://letopisi.org http:// wikipedia.ru http://festival.1september.ru

С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. И было бы ошибкой думать, что алгоритмы могут нам пригодиться только в том случае, если мы станем программистами.

Умение конструировать алгоритмы и чётко их формулировать - очень важный навык современного человека.

2. Само поведение людей в основе своей алгоритмично. Многие из алгоритмов человеческого поведения коренятся глубоко в биологической природе людей, другие сформировались в процессе определенного поведения, взаимного приспособления людей как источников и приемников информации.

Цель данного проекта была: узнать, что такое алгоритм и их роль в жизни людей.

В своем проекте мы данный вопрос рассмотрели и убедились, как нужны алгоритмы в нашей жизни и окружающем мире.

Эффективность использования алгоритмов для решения наших житейских проблем определяется следующими обстоятельствами:

1. Человеческая психика и все взаимодействия людей имеют информационную природу. Поэтому информационно-алгоритмический подход к ним представляется наиболее приемлемым.

Если работа сложная, то обязательно необходимо составить план ее выполнения, то есть разработать алгоритм. Такой план очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить ее более качественно. Мы также поняли, что алгоритмы полезно составлять, то есть очень важно научиться мыслить алгоритмически. Человек, обладающий алгоритмическим мышлением, составляет алгоритмы легко и быстро. Алгоритмическое мышление помогает отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели, заметить все препятствия и умело их обойти. Способность к алгоритмическому мышлению - важная черта умного человека.

Тип урока: исследовательская работа

Формы работы: изучение литературы и информации в интернете, анкетирование, беседа, наблюдение.

Цели урока: закрепление знаний об алгоритмах и выделение групп алгоритмов, встречающихся в нашей жизни.

Задачи урока:

уточнить понятие «алгоритм»; выделить алгоритмы из нашей жизни; составить классификацию алгоритмов.

Ход урока:

Введение

Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер.

Мы изучаем информатику со 2 класса. На уроках этого предмета мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, алгоритмах. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает.

Исходя из актуальности данной проблемы, мы выбрали для исследования тему «Алгоритмы в нашей жизни: новый взгляд на известные вещи» и определили цели и задачи работы.

Теоретическая часть

Работая над 1 частью, мы узнали: Что такое алгоритм?
Любой человек ежедневно встречается с множеством задач от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные правила (инструкции), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.
Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы кого-нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения.
Например, так:
Достать ключ.

Вынуть ключ.

А если представить, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться.

Вот как может выглядеть объяснение:

Выйти из дома.
Повернуть направо.
Пройти 2 квартала до автобусной остановки.
Сесть в автобус № 25, идущий к центру города.
Проехать 3 остановки.
Выйти из автобуса.

На первый взгляд, между этими алгоритмами нет ничего общего. Однако если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме второе и третье действия:

Достать ключ.
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
Вставить ключ в замочную скважину.
Вынуть ключ.

Конечно, можно выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется.

Мы можем теперь сказать, что алгоритмы — это строго определенная последовательность действий.

Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нём обозначено начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала к его концу.

Практическая часть

Вторую часть нашего исследования мы посвятили наблюдениям за действиями, которые выполняют люди в повседневной жизни.
Мы провели опрос между учителями, знакомыми и обычными прохожими. На вопрос «Знаете ли вы что такое алгоритм?»: 83\% ответили «да», 17\% «нет».
На вопрос «Замечали ли вы в своей жизни действия по алгоритму?»: 83\% — «да», 9\% — «нет», 8\% — «не задумывались».
В своей практической деятельности мы постоянно встречаемся с задачами, для решения которых требуется многократно повторять одни и те же действия.
На уроках информатики мы рассматривали много алгоритмов из жизни, учебных предметов. Нас заинтересовало то, а можно ли алгоритмы каким-то образом разделить на группы. Мы выделили следующие группы.

Любой кулинарный рецепт – это алгоритм. Имя алгоритма – это название производимого продукта. Алгоритм «Мармелад из черной смородины»

Алгоритмы в кулинарных рецептах

    Начало Ягоды чёрной смородины Размять Разварить в кастрюле. Горячую массу протереть Через сито Уварить до готовности Конец У каждой хозяйки много кулинарных рецептов.

Алгоритмы из окружающего мира

    Режим дня Помощь родителям по хозяйству (как убирать квартиру, сходить в магазин и т. д.) Прополка грядки, огорода, посадка растений

Алгоритмы из школьной жизни

    Расписание уроков График подачи звонков Расписание кружков

Учебные алгоритмы

    Как писать изложение, диктант Как решать задачи по математике Как выучить стихотворение и т. д.

Алгоритмы в пословицах Алгоритмы в песнях Алгоритмы в сказках

Заключение

Выполняя работу по теме «Алгоритмы в нашей жизни: новый взгляд на известные вещи» учащиеся закрепили знания об алгоритмах и выделили некоторые группы алгоритмов, встречающиеся в нашей жизни. Это не все алгоритмы, которые учащиеся смогли увидеть и разделить на группы. В будущем необходимо продолжить исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни.

Литература, эор:

Информатика: Учебник для 6 класса. Босова Л. Л. 3-е изд., испр, и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 208 с. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л. Л. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 119 с. Кузнецов А. А. и др. Основы информатики. — М.: Дрофа, 1998 Кушниренко А. Г. и др. Информатика. — М.: Дрофа, 1998 Лебедев Г. В., Кушниренко А. Г. 12 лекций по преподаванию курса информатики. — М.: Дрофа, 1998 Шауцукова Л. З. Информатика 10 — 11. М.: Просвещение, 2000

Дополнительно:

Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Алгоритмы в нашей жизни»

Слайд 1

Слайд 14

Слайд 20

1. Что такое алгоритм?

2. Вспомните план создание компьютерной презентации.

3. Приведите план празднования вашего дня рождения.

АЛГОРИТМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни.

Каждое утро, когда нужно идти в школу, вы встаете в определенное время (например, в 7 часов), делаете зарядку, умываетесь, завтракаете, надеваете школьную форму, берете школьную сумку, которую составили вечером, выходите из дома, идете или едете в школу.

То есть вы каждое утро выполняете один и тот же алгоритм (рис. 1.31):

1. Проснуться в 7 часов.

2. Сделать зарядку.

3. Умыться.

4. Позавтракать.

5. Надеть школьную форму.

6. Взять школьную сумку.

7. Выйти из дома.

8. Добраться до школы.

Рис. 1.31. Алгоритм приготовления к школе

И взрослые, и дети - все знают и выполняют алгоритм перехода дороги без светофора (рис. 1.32):

1. Остановиться у края тротуара.

2. Посмотреть налево.

3. Ждать, пока слева есть транспорт,

4. Перейти до середины дороги и остановиться.

5. Посмотреть справа.

6. Ждать, пока справа есть транспорт.

7. Закончить переход дороги.

Рис. 1.32. Алгоритм перехода дороги без светофора

В учебной деятельности человек также выполняет много разнообразных алгоритмов: при решении уравнений и текстовых задач, применение правил украинского и иностранных языков, проведение опытов и тому подобное.

Так, при решении задачи на уроке математики каждый ученик является исполнителем следующего алгоритма:

2. Выяснить, значение каких величин известны и значения каких величин нужно найти.

3. Составить план решения задачи.

4. Записать решение задачи.

5. Записать ответ.

На уроках украинского языка ученики часто выполняют алгоритм определения строения слова:

1. Определить окончание слова и обозначить его.

2. Определить основу слова.

3. Подобрать однокоренные слова.

4. Определить корень слова и обозначить его.

5. Обозначить префикс слова.

6. Обозначить суффикс слова.

Исполняют алгоритмы и на производстве. В проектном бюро завода процесс изготовления нового устройства всегда начинается с проектирования этого изделия. Проектировщики выполняют следующий алгоритм:

1. Определить назначение будущего изделия, основные требования к нему, условия использования.

2. Проанализировать уже существующие аналогичные изделия.

3. Создать эскизный проект.

4. Разработать технический проект.

5. Разработать техническую документацию.

Эскиз (франц. esquisse - предварительный набросок) - рисунок, по которому создают что-либо; технический рисунок, выполненный от руки.

Технический проект - совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. п), необходимых для возведения сооружений, изготовление машин, приборов и другое.

Рис. 1.33. Алгоритм проектирования нового изделия

Вы и сами можете привести много примеров выполнения алгоритмов в повседневной жизни: в учебе, в исследовательской деятельности, во время путешествий и отдыха, на производстве и тому подобное.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АЛГОРИТМЫ

Если вы хотите в субботу встретиться с другом, чтобы пойти в кинотеатр и посмотреть новый фильм, поплавать в бассейне и еще и успеть посмотреть интересный футбольный матч по телевизору, нужно еще в пятницу вечером спланировать свою деятельность на субботу. Например, этот план мог бы быть таким:

1. Проснуться в 9 часов.

2. Сделать зарядку.

3. Принять душ.

4. Позавтракать.

5. Узнать в Интернете сеансы показа выбранного фильма.

6. Договориться с другом о встрече у кинотеатра.

7. Пообедать.

8. Встретиться с другом в назначенное время.

9. Просмотреть фильм.

10. Посетить бассейн в 17.00.

11. Быть дома в 19.30.

12. Поужинать.

13. Смотреть футбольный матч по телевизору с 20.00 до 21.45.

14. Принять душ.

15. Пойти спать в 22.30.

Рис. 1.34. План проведения выходного дня

Как видим, такой клан в алгоритму, который нужно выполнить, чтобы достичь поставленной цели: встретиться с другом, посмотреть новый фильм, посетить бассейн, посмотреть по телевизору футбольный матч.

Ученые настоятельно рекомендуют ежедневно планировать свою деятельность на следующий день. Такое планирование способствует рациональному распределению времени и дает возможность успеть выполнить важные дела. Исследования показали, что каждая минута, затраченные на планирование деятельности, экономит 10 минут самой деятельности.

Учителя всегда составляют планы проведения уроков и внеклассных мероприятий, учащиеся составляют планы написания сочинений и решения задач, медицинские работники планируют профилактические обследования населения для предотвращения заболеваний, на производстве планируют поставки сырья, чтобы не было перебоев в изготовлении продукции, в магазинах планируют поставки товаров и тому подобное.

ВКЛАДКА ОБРАЗЫ В ОКНЕ ПРОГРАММЫ SCRATCH

Исполнители в программе Scratch могут выглядеть по-разному, то есть иметь несколько образов, или, еще говорят, костюмов (рис. 1.35). Можно считать, что исполнитель меняет костюмы, как актер на сцене театра. Эти образы размещаются на вкладке Образы.

Разместить образы исполнителя на вкладке Образы можно одним из

трех способов:

Нарисовать в специальном графическом редакторе, встроенном в среде Scratch ;

Вставить из файла;

Сфотографировать на камеру, подключенную к компьютеру.

Чтобы нарисовать образ во встроенном графическом редакторе, нужно:

1. Выбрать кнопку Рисовать вкладки Образы.

2. Создать рисунок в окне встроенного графического редактора (рис. 1.36).

3. Выбрать кнопку Ок.

Чтобы вставить образ из файла, нужно:

1. Выбрать кнопку Импортировать вкладки Образы.

2. Выбрать кнопку Обиды в окне Импортировать образы (рис. 1.37).

Рис. 1.35. Вкладка Образы

Рис. 1.36. Окно встроенного графического редактора

Рис. 1.37. Окно Импортировать образы

3. Открыть содержимое одной из папок, например Animals (англ. animals - животные).

4. Выбрать нужный образ, бы. Выбрать кнопку Ок.

Каждый из образов, размещенных на вкладке Образы, можно изъять из этой вкладки (выбрав кнопку скопировать на эту же вкладку

(выбрав кнопку редактировать во встроенном графическом редакторе (выбрав кнопку

Импорт (лат. importare - ввозить из-за границы) - брать объекты из других источников.

Рис. 1.38. Алгоритм со сменой образов

Образы исполнителя можно изменять во время выполнения алгоритма. На рисунке 1.38 приведен пример такого алгоритма.

В этом алгоритме использованы следующие новые команды:

Ждать 5 секунд из группы Управлять - ее исполнение приостанавливает осуществление алгоритма на указанное время;

Следующий образ с группы Вид выполнение меняет текущий образ исполнителя на следующий в списке на вкладке Образ (после последнего образа следующим считается первый).

В начале выполнения алгоритма исполнитель должен образ, который выбран на вкладке Образы (он обведен цветной рамкой). Исполнитель находится на сцене определенным образом (например так, как это показано на рисунке 1.39, а). В таком случае после выполнения первых трех команд приведенного алгоритма исполнитель перемещается на 100 шагов, и его образ меняется на следующий (рис. 1.39, б). После выполнения следующих трех команд алгоритма исполнитель снова переміщується на 100 шагов, и его образ снова меняется на следующий (рис. 1.39, в). После этого исполнитель выполняет последнюю команду алгоритма и перемещается еще на 100 шагов.

Рис. 1.39. Выполнение алгоритма со сменой образов

Менять образы можно не только последовательно, но и в любом порядке. Для этого нужно использовать команду изменить образ на

с группы Вид. Для установки следующего образа исполнителя нужно открыть список поля блока этой команды и выбрать образ, который станет следующим после выполнения этой команды.

ВКЛАДКА ЗВУКИ В ОКНЕ ПРОГРАММЫ SCRATCH

На вкладке Звуки можно разместить звуковые сообщения, которые может воспроизводить исполнитель (рис. 1.40). Эти звуковые сообщения можно записать через подключенный к компьютеру микрофон или вставить из файла.

Каждое звуковое сообщение, которое размещено на вкладке. Звуки, можно изъять из этой вкладки (выбрав кнопку воспроизвести (выбрав кнопку остановить (выбрав кнопку

Для того чтобы записать звуковое сообщение через подключенный к компьютеру микрофон, нужно:

1. Выбрать кнопку

2. Выбрать кнопку

Записать в окне Записать звук (рис. 1.41).

Проговорить нужный текст, или спеть песню, или сыграть мелодию, или воспроизвести звуки интим образом.

4. Выбрать кнопку остановить в окне Записать звук.

5. Выбрать кнопку Ок. В этом самом окне есть кнопка

Играть, выбрав которую можно сразу прослушать записанное сообщение.

Для того чтобы вставить звук из файла, нужно:

1. Выбрать кнопку

2. Выбрать кнопку Звуки на панели навигации в окне Импортировать звук (рис. 1.42).

Рис. 1.40. Вкладка Звуки

Рис. 1.41. Окно Записать звук

Рис. 1.42. Окно Импортировать звук

3. Открыть содержимое нужной палки, например Animal .

4. Выбрать в папке нужный звук.

5. Выбрать кнопку Ок.

Воспроизвести звук во время выполнения алгоритма можно командой из группы Звуки. В поле блока этой команды можно открыть список и выбрать нужный звук из тех, что размещены на вкладке Звуки.

Работаем с компьютером

Создайте проект, в котором исполнитель автомобиль будет иметь четыре образа (car -blue , car -bug , car 1, саr 2 (англ. car - автомобиль, blue - синий, bug - жук)). Исполнитель должен четыре раза проехать путь по 200 шагов, повернуться на 90° по часовой стрелке, последовательно воспроизводить один из звуков (Trumpet 1, Trumpet 2, С аг Passing , BeUToll (англ. trumpet - труба, CarPassing - проезд автомобиля, BeUToll - звон колокольни)) и делать паузу в течение 3-х секунд, меняя каждый раз образ на следующий.

Для этого:

1. Запустите программу Scratch .

2. Откройте вкладку Образы.

3. Исключите с вкладки Образы все образы. Для него:

1. Выберите кнопку в ряду кнопок под первым образом.

2. Если остались обиды, повторите для них команду 1.

4. Разместите на вкладке образ са r - blu е. Для этого:

1. Нажмите кнопку Импортировать вкладки Образы.

2. Выберите кнопку Обиды в окне Импортировать образы.

3. Откройте содержимое папки Transportation (англ . transportation - транспорт).

4. Выберите образ car -blue .

5. Выберите кнопку Ок.

5. Разместите на вкладке образ car -bug .

6. Разместите на вкладке образ carl .

7. Разместите на вкладке образ саr 2.

8. Откройте вкладку Звуки.

9. Удалите из вкладки все звуки.

10. Разместите на вкладке звук Trumpet 1. Для этого:

1. Выберите кнопку

2. Нажмите кнопку Звуки в окне Импортировать звук.

3. Откройте содержимое папки Instruments .

4. Выберите звук Trumpet 1.

5. Выберите кнопку Ок.

11. Разместите на вкладке звук Trumpet 2.

12. Разместите на вкладке звук CarPassing (палка Effects ).

13. Разместите на вкладке звук BeUToll (палка Effects ).

14. Откройте вкладку Скрипты.

15. Разместите на вкладке Скрипты команды алгоритма (рис. 1.43).

16. Сохраните проект в своей палке в файле с именем тренування1.5_1.

17. Запустите проект на выполнение.

18. Замените все команды следующий образ на команды изменить образ на.

19. Выберите в списках команд изменить образ на имена образов так, чтобы они менялись в таком порядке: саг2, car - blue , car - bug , carl .

20. Сохраните проект в своей папке в файле с именем тренування1.5_2.

21. Запустите проект на выполнение.

22. Закройте окно программы Scratch .

Самое важное в этом пункте

Алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни. Человек в своей деятельности составляет и выполняет разнообразные алгоритмы.

Одним из видов алгоритмов есть планы. Рекомендуется планировать свою деятельность на каждый следующий день, а также составлять планы различных мероприятий. Планирование способствует рациональному распределению времени и дает возможность успеть выполнить важные дела.

Вкладка Образы в программе Scratch используется для размещения образов (костюмов) исполнителя. Образ исполнителя во время выполнения алгоритма можно изменить командой следующий образ или изменить образ на с группы Вид.

Вкладка Звуки используется для размещения звуковых сообщений, которые может воспроизвести исполнитель. Воспроизведение исполнителем звукового сообщения лед время выполнения алгоритма можно осуществить командой играть звук из группы Звук.

Дайте ответы на вопросы

1*. В каких сферах деятельности человек составляет алгоритмы?

2°. В каких сферах деятельности человек исполняет алгоритмы?

3*. Что общего у плана и алгоритма?

4°. Для чего используют вкладку Образы в программе Scratch ?

5*. Как разместить новый образ на вкладку Образы?

6*. Какими командами можно изменить образ исполнителя во время выполнения алгоритма?

7*. Для чего используют вкладку Звуки в программе Scratch ?

8*. Как разместить новое звуковое уведомление на вкладке Звуки?

9°. Как можно воспроизвести звуковое уведомление во время выполнения алгоритма?

Выполните задания

1°. Составьте алгоритм выполнения домашних заданий на завтра.

2°. Составьте алгоритм создания поздравительной открытки другу на день рождения. Подайте алгоритм в виде блок-схемы.

3*. Составьте план проведения осенних каникул. Подайте алгоритм в виде блок-схемы.

4*. Составьте план написания статьи в школьную газету про ваш класс.

Подайте алгоритм в словесной форме.

5*. Составьте проект в программе Scratch , в котором исполнитель приобретает образов различных видов транспорта. Составьте сценарий этого проекта. Подберите самостоятельно соответствующие звуки.

6*. Составьте проект в программе Scratch , в котором исполнитель приобретает образов людей. Составьте сценарий этого проекта. Используйте звуки, которые вы запишете самостоятельно.

Составьте проект, в котором будут использованы образы исполнителя, созданные вами во встроенном графическом редакторе. Составьте сценарий этого проекта. Используйте звуки, которые вы запишете самостоятельно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«Составление алгоритмов и выполнение их в среде выполнения алгоритмов Scratch »

Внимание! Во время работы с компьютером соблюдайте правила безопасности и санитарно-гигиенических норм.

1. Составьте проект для исполнителя Рыжий кот, выполнив который он нарисует прямоугольник со сторонами 100 и 50 и квадрат со стороной 75. Соседние стороны прямоугольника должны быть разного цвета, а противоположные - одинакового. Цвет сторон квадрата должен отличаться от цвета сторон прямоугольника. Квадрат и прямоугольник не должны пересекаться. Сохраните проект в папке в файле с именем практическая 2.1.

2. Составьте проект, в котором исполнитель меняет образы из папки Fantasy . Составьте сценарий этого проекта. Запишите его в тетрадь. Используйте звуки, которые соответствуют выбранным вами образам. Сохраните проект в папке в файле с именем практическая 2.2.

  • Сколько раз следует объехать квартал, чтобы найти подходящее место для парковки?
  • Как долго стоит испытывать удачу в рискованном предприятии, прежде чем забрать свою долю?
  • Сколько ждать лучшего предложения на этот дом или автомобиль?
  • И даже: пора ли уже жениться или подвернется кто-то получше?
Мы пытаемся разрешить такие вопросы каждый день, и в некоторых случаях это даже мучительно. Однако эти мучения необязательны. По крайней мер с математической точки зрения все эти вопросы вполне решаемы, принадлежат к разряду задач об оптимальной остановке, и ответ — потратить 37% своего времени и усилий.

Правило 37% определяет простую последовательность шагов, которая призвана решать подобные проблемы. На языке программистов она называется алгоритмом.

У многих слово «алгоритм» вызывает малоприятные ассоциации со школьной математикой. На самом же деле задолго до того, как алгоритмы стали задействоваться в программировании, их начали применять люди, причем область их действия не сводится исключительно к математике. Когда вы печете хлеб, вы используете рецепт и, значит, следуете алгоритму. Когда вы вяжете свитер по рисунку, вы следуете алгоритму. Алгоритмы были неотъемлемой частью жизни человека со времен каменного века.

Авторы хорошо знакомы с междисциплинарными исследованиями в отраслях когнитивистики, математики, экономики. Прежде чем защитить дипломную работу в области исследования английского языка, Брайан изучал компьютерные технологии и философию, а карьеру построил на стыке всех трех специальностей. Том посвятил годы изучению психологии и статистики, прежде чем стал профессором Калифорнийского университета в Беркли, где теперь уделяет почти все свое время исследованию взаимосвязей между мыслительной деятельностью человека и вычислительными операциями.

Кроме того, в поисках алгоритмов для жизни авторы беседовали с людьми, которые придумали самые известные алгоритмы за последние 50 лет. И спрашивали, как их исследование повлияло на их же подход к решению жизненных задач. Ведь как сказал , «наука — это скорее определенный образ мышления, нежели просто совокупность знаний».

В книге авторы с успехом ищут лучшие решения для задач, с которыми все мы сталкиваемся ежедневно, — ну или таких неожиданных, как «вовремя уйти, когда ты на коне» на примере Березовского (подсказка — задача грабителя).

Или же рассказывают о паническом ужасе Данни Хиллиса (впоследствии основателя корпорации Thinking Machines) от носков своего соседа по комнате в общежитии. Дело было не в том, что сосед Хиллиса не стирал свои носки. Он их как раз стирал. Проблема заключалась в том, что происходило после. Молодой человек доставал носок из корзины с чистым бельем. Потом наугад доставал второй. Если носки не оказывались парными, он бросал второй носок обратно в корзину. Этот процесс продолжался до тех пор, пока он не находил пару первому носку. Итак, при 10 разных парах носков ему приходилось в среднем 19 раз вытаскивать разные носки, чтобы подобрать одну пару, и еще 17 раз, чтобы составить вторую. В общей сложности сосед Хиллиса мог вылавливать по одному носку 110 раз, чтобы собрать 20 пар. Этого было достаточно, чтобы начинающий компьютерный специалист переехал жить в другую комнату. До сих пор обсуждение техники сортировки носков может пробудить в программистах удивительное красноречие.

Еще неожиданный пример: в одном из эпизодов «Секретных материалов» агент Малдер, прикованный к постели (в буквальном смысле), вот-вот должен был пасть жертвой вампира-невротика. Чтобы спастись, он опрокинул на пол пакет с семечками. Вампир, бессильный перед своей психической болезнью, стал нагибаться, чтобы подобрать их, семечко за семечком. Тем временем наступил рассвет — раньше, чем Малдер стал добычей монстра. Программисты назвали бы такой метод атакой пингования или сетевой атакой типа «отказ в обслуживании»: если заставить систему выполнять бесконечное количество банальных задач, самые важные вещи будут утеряны в хаосе.

И еще один пример напоследок: рядом со сканом реального дневника Дарвина приводится вот такая история.

Когда Чарльз размышлял, стоит ли ему сделать предложение своей кузине Эмме Веджвуд, он достал карандаш и бумагу и взвесил все возможные последствия своего решения. В пользу брака он привел возможность обзавестись детьми, построить теплые отношения и наслаждаться «очарованием музыки и женскими беседами». Против брака играли «чудовищная потеря времени», отсутствие свободы времяпрепровождения, тяжкая необходимость навещать родственников, расходы и тревоги, связанные с детьми, обеспокоенность, что «жене может не понравиться Лондон», и меньше свободных денег на покупку книг. Сравнив обе колонки, он обнаружил незначительный перевес в пользу брака и ниже приписал «жениться-жениться-жениться ч. т. д.».

Лагранжева релаксация и имитация отжига, алгоритм LRU-вытеснения давно неиспользуемых критериев для обработки переполнения кеша, правило верхнего доверительного предела — и, внезапно, простота выбора — вас ждут почти 400 страниц чистого интеллектуального удовольствия. Текст настолько плотный и информационно насыщенный, что чтения вам хватит надолго. Особенно если вы будете воспроизводить хотя бы по одной ситуации на алгоритм — а избежать этого соблазна не удастся, даже и не пытайтесь.